суббота, 27 июля 2019 г.

МОНОЛОГ


Владислав Самойлов, Цермышал


Жепӹн корным каштамат,
Ши шӹдӹрвлӓм ӓнгӹрем –
Шкедурешем ваштылам,
Шкедурешем мӓгӹрем.

Эдем ясым пӓлемӓт,
Худам шанен ам мышты.
Котомкаэм нӓлӓмӓт,
Кишӓм кодем тагышты.

Эртен кешӹ жепӹштӹ
Ӓш дон лиӓш ясы ма?-
Пилӓ шалгем цепӹшты:
Соэшок сарасымы...

Ой, ашкедмӹ корныжын
Малан келеш кужыжы?-
Ӹжӓл изи кормыжым
Шӓвӓлтӓлӓш пурыжым...

Ашкед кешӓш пакыла,
Тӹтӹрӓвлӓ лошкыла -
Мыралталшаш лагыла,
Шужгалталшаш ошкыла.

Цӓш ганьок яратышаш
Ӹлыштӓшвлӓм ӓшыштӹ...
Соэшок ыжатышаш -
Жеп гӹньӹ вилӓшӹштӹ.

Кечӹ аяр лаштыкла
Соты шӱмемӓт ӹрен -
Шкедурешем ваштылам,
Шкедурешем мӓгӹрем.
.......
...
.

(перевод на русский - Пал Генай)

Бреду в бреду рекой времён,
Звёзд серебро ужу и вижу
Что сам себя я ненавижу
За то что сам в себя влюблён...

Познавши горе не смогу
Желать вам худа мысленно -
Сложу котомку и сбегу...
В следах раскроюсь искренно...

Но дважды в воду не ступить...
И прошлым жить готов ли я?
Завою волком - на цепи
убого жить. У Бога ль я?..

И разве должен быть мой путь
Так долог, как у Господа?
А горсть добра мне отщипнуть
Не жалко ль вам - без повода?..

Но выйти ль снова мне на луг?
Поплыть в туманах по полю,
И спеть с дроздом – певцом разлук,
И пошептаться с тополем...

В ненастье - вылиться в любви
Как листья! Ярко! В радости!
Хранить их вечно «на крови»
Когда завянут... к старости...

И солнца луч из мрачных туч
Согреет душу опытом...
И смех и слёзы мне поруч -
Стих зарифмую шёпотом...

4 комментария:

  1. Удивительно!Перевод замечательный! Но третью строфу(куплет)и дальше я бы поправил так: //Два раза в воду не ступить...// И прошлым жить готов ли я?//Волчищем так убого жить...//...И мучаюсь, у бога ль я?// И разве должен быть мой путь// Длиннющим как у Господа?//Добра хоть горсть мне б отщипнуть// Но жалко вам? Без повода?..// И снова выйти ль мне на луг?В туманах плыть мне по полю,//С дроздом мне спеть- певцом разлук,//И пошептаться с тополем.// Ведь счастье-вылиться в любви//В листочки яркой радости.//И сохранить их "на крови"//Чтоб не завяли ...к старости//
    А солнца луч из мрачных туч// Согреет душу опытом...//И смех сквозь слёзы- брызжет луч...Я стих рифмую шёпотом...//
    Пиш яжон,Генай, сӓренӓт. Тиштӹ мӹнь изиш кыды-тидӹ шамак вӓрым веле вашталтышым, мӹлӓнем тенгелӓн чучеш:лыдышет эче яжорак веле лиэш шанем.Если келшет гӹнь, мӹньлӓэм вашталтен кердӓт.Владиславын ти стихотворенижӹм мӹнят кӱкшӹн ӓклем.Но тӹнят пиш яжо руш шамаквлӓм монат.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо, дорогой земляк, Валентин!
      Действительно третья строфа выпадала из общего ритма стиха и ты это отметил очень профессионально.)))
      Следуя твоей подсказке, я добавил по слогу в нужных местах и, кажется, теперь стало мелодичней...
      Но давай-ка еще подумаем - можно ведь найти и другие слова и другие ритмы, которые будут всё точней передавать дух оригинального стиха Владислава.
      В общем, этот вариант тоже не окончателен...

      Удалить
  2. Эчеӓт вашталтем - пыйырт вычалдай... (йӹр-йӹрвел-йӹрӓлтӹдӓй...)))

    ОтветитьУдалить