воскресенье, 8 декабря 2019 г.

КЫРЫК СИР СОЛАВЛӒ

"2015 ин Нижний Новгород халан типографиштӹ лӓктӹн Кырык мары кымдем карты, кышты пӹтӓриш гӓнӓ цилӓ сола кырык марла сирӓлтӹнӹт.
Ти пӓшӓм ӹштӓш шанымаш пырен кым эдемлӓн:
Николай Владимирович Морохин - филологи наукын доктор, Нижний Новгород халашты ӹлӓ.
Дмитрий Павлов.
Анатолий Семятнёв - Нижний Новгород халашты марынвлӓн автономим вуйлатышы.
Марлаш сӓренӹт: Анатолий Семятнёв, Валентин Афанасьев.
Карты лӓкмӓшкӹ ӹшке оксаштым пиштенӹт:
Н.В.Морохин, профессор,
В.А.Пекунькин, историм тымдышы,
С.В.Цендушева, Микрӓк потребительский обществын вуйлатышы."
Тишец нӓлмӹ.

12 комментариев:

  1. Самынь сирӹмӹ: Марлаш сӓртенӹт агыл, а сӓренӹт манаш келеш ылын. Сӓртӓт(ӹдӹрвлӓм) куштымы годым веле.

    ОтветитьУдалить
  2. Ти карты вес монгырыштыжы кӹтыкӹн Цикмӓ хала гишӓн, тӹдӹн историжӹ, махань лӹмлӹ эдемвлӓ тиштӹ линӹт(немӹц шӹмлӹзӹ А.Олеарий,А.Н.Радищев, А.И.Герцен, В.Г.Короленко,Н.Н Оглоблин, А.М.Горький, эче Ильф дӓ Петров вуйта "Двенадцать стульев" романышты Васюки халам Козьмодемьянск(Цикмӓ) хала гӹц вуйта вазенӹт дӓ кӹзӹт уже 25 и "Бендериада" манмы праздник-фестиваль эртӓрӓлтеш. Цикмӓ хала кырык марынвлӓн культуры ӹрдӹштӹ ылеш, тиштӹ Кырык мары драма театр улы, А.В. Григорьев лӹмӓн художественно-исторический музей дӓ В.И Романов лӹмӓн пӹлгом лывӓлнӹш этнографи музей.
    Тилец пасна тишток кырык мары кымдемӹн пӓлӹк вӓрвлӓжӹ гишӓн кӹтӹкӹн келесӹмӹ. Шамак толшеш, Актусола лишнӹ Москва гӹц Азаныш Кӹтьӹри Кугижӓн первишӹ корны сага Угармсан дон Азан губернявлӓ лоштышы цикӹм анжыктышы кӹрпӹц мӓнгы перегӓлт кодын. Солан вадывелӹштӹжӹ Эмансола заказник вӓрлӓнӓ. Тӹдӹм йори тиш кандымы якшар книгӓш пыртымы ӓрлӓн байбаквлӓм переген кодаш ӹштӹмӹ.
    Тенгеок ти картышты эче 40 истори, археололги, архитектуры дӓ культуры памятниквлӓ гишӓн сирӹмӹ дӓ схемышты нӹнӹм пӓлдӹртӹмӹ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ти текст Н.В.Морохинӹн ылеш, кыдым марлаш В.Афанасьев сӓрен. Шамак толшеш, Йынгы-Кушыргы гишӓн моло тенге сирӹмӹ. Ти сола сага Йынгы-Кушыргы лӹмӓн палеолит курым годшы (иктӓ 20 тӹжем и первишӹ) тошты эдемвлӓн шалгымы вӓр улы. Тидӹ Йыл кымдем мычкат сек тошты археологи памятниквлӓ ло гӹц иктӹжӹ ылеш. Кӹзӹт ти вӓрыштӹ имни кавашты амашым шагалтымы, мамонт дӓ носорог лувлӓн муляжвлӓ киӓт, стендӹм ӹштӹмы, икманаш, цилӓ ти вӓрӹм пӹл лӹвӓлнӹш музей семӹнь йӧнештӓрӹмӹ.Тидӹм Йоласал школ тыменьшӹвлӓн шытырышты доно ӹштӹмӹ.

      Удалить
    2. Йоласал школ тыменьшывла кызыт ти варым ак анжеп, так што когоэшнаш нимат уке.

      Удалить
    3. Тӓжӹ, кушыргывлӓжӹ, когоэшнен веле каштыда виднӹ, а тӧрлӓлтӓш ти вӓрым шаналтен ада мышты?

      Удалить
    4. Что касается стоянок древних людей эпохи палеолита, то в Зарайском районе Московской области также обнаружены древние городища(по результатам раскопок начиная с 1980 года и по сегодняшний день) возрастом примерно 23 тысячи лет. Эти городища были устроены так: несколько очагов огня(3-5-7) расположены в ряд, а вокруг них овальным кругом выкопаны жилые полу-землянки, черепа мамонтов использовались для хранения скребков, наконечников, других орудий из кремня.90% обнаруженных там костных останков принадлежат мамонту, а также северному оленю, песцу, росомахе, волку, бизону,зайцу и птицам(серебристая чайка, тетерев, серый гусь). Что характерно, антропологических следов не обнаружено, нашли только один молочный зуб младенца. Куда древние люди девали умерших? Может быть кремировали? В Юнго-Кушергинской стоянке также не обнаружены останки людей, это очень интересный факт. Нам показывают шалаш из шкур, но так ли это было, как на самом деле было устроено их городище, может быть оно вообще не было обнаружено археологами в 1959 году, а были найдены только кости мамонта и др. животных? Может быть надо ещё продолжить археологические исследования около Юнго-Кушерги?

      Удалить
    5. Где древние люди хоронили своих умерших? Может быть, как народ меря, они их топили в воде? И никого сейчас не найдешь.

      Удалить
    6. любитель истории13 февраля 2021 г. в 05:37

      Очень много вопросов имеется к Юнго-Кушерской стоянке древних людей. С одной стороны везде, во всех исторических книгах о Марийском крае это место упоминается первым делом, этому факту посвящены отделы музеев Марий Эл, а с другой стороны этот оборудованный местными школьниками памятник нигде, ни в каком реестре видимо не числится, никто за его сохранность не отвечает,учёными игнорируется( слышал на Игнатьевских чтениях в 2019 году одну докладчицу по археологии, она даже не признаёт факта этой стоянки, мол всё это было создано искусственно). Так в чём же дело, почему в этом деле такой раз-драй? Министерство культуры, отдел культуры Горно-марийского р-на может ответить на этот вопрос? Что вообще творится с этим историческим памятником палеолита?

      Удалить
    7. Уважаемый любитель истории!
      Юнго-Кушергская стоянка расположена в месте слияния рек Юнга и Кожваж. Я помню как мы, юнгокушергские дети, удивлялись что это за рог торчит из обрыва после весеннего половодья. Это было в 1958 или 1959 году, точно не помню. Это был бивень мамонта. Мы рассказали кому-то из взрослых и таким образом вскоре там появились археологи. Они жили в палатках все лето, а может быть и не одно лето... Нам было интересно и мы крутились возле них постоянно...
      А памятник почему-то поставили совсем в другом месте - рядом с еласовской дорогой, то есть действительно на искусственном месте.

      Удалить
    8. любитель истории15 февраля 2021 г. в 02:35

      Уважаемый Геннадий! Если говорят место стоянки, то стоянка наверное предусматривает жилища, а если жилища, то и остатки жизнедеятельности. Были ли найдены эти жилища и эти остатки? И что это за вигвам нарисовали, попробуй зимой пожить в этом вигваме? Может быть действительно , дело до конца не было доведено, конкретное место не найдено и раскопки надо ещё продолжать, как это делают в Московской области до сих пор. Надо поднять архивные документы, всё это изучить и тогда сделать выводы. Этим, мне кажется, должны заниматься компетентные люди, то есть специалисты- археологи.Но у нас видимо никто этим важнейшим заниматься не хочет.

      Удалить
    9. Уважаемый любитель истории!
      Прошу прощения за длительное молчание.
      К сожалению, я не знаком ни с архивными документами, ни с научными публикациями о Юнго-Кушергской стоянке.
      Знаю лишь то, что раскопки велись в том месте , где мы с моими сверстниками первыми увидели кость (бивень мамонта или какая-то другая - не помню...) в обрыве после весеннего половодья.
      Сожалею, что ничем помочь не могу...

      Удалить