вторник, 4 августа 2020 г.

ПЕЧКА РУШ

Шергӓкӓн халык!

Ти мадмашым тама ӓнят ам ӓшӹндӓрӹ токо...
Тӓжӹ тенге мадында вара?

Пал Генай, Йынгы-Кушыргы

(Тишец нӓлмӹ: https://vk.com/feed?w=wall-2564602_6357)
... 

Горномарийская народная игра «Печкӓ Руш!» («Камака руш») 

В центре или где-либо на окраине горномарийской деревни крестьяне устраивали уголки веселья, отдыха и труда. В музее под открытым небом г. Козьмодемьянска отражены основные элементы для развлечения наших предков. Это скамейка, качели, станок для размягчения холста, станок для распиловки бревен на тес вручную. Такой уголок в прошлом являлся местом развлечения, свидания, отдыха молодёжи и детей. Размягчением холста молодые женщины и девушки занимались обычно в начале мая, в апреле, когда подсохнет земля, когда появится первая зелень. Колотили холст на бревне специальными колотушками попарно: две, три, и даже по четыре и более пары. Для размягчения холста искали по лесу только резонансные ели, которые считались музыкальными, потому как издавали необычный звук. При колочении колотушками, звук распространялся не только в этой деревне, но и даже далеко-далеко в соседней. Услышав перезвон, на этот стук шла молодежь с гармошками, балалайками, чтобы встретиться и повеселиться. Девушки при колочении распевали трудовые песни, а те, кому не досталось места на станке, подплясывали под ритмичные отзвуки колотушек. Качели - устройство для качания ради забавы. Их устраивали в деревнях ранней весной. Днем качались ребятишки, а вечером здесь собиралась сельская молодежь. В горномарийских деревнях, в летний период, после тяжёлой работы было принято собираться на посиделки. Молодёжь собиралась и на лужайках, и на скамейке у избы или где-либо в укромном местечке. Таким образом, в средней деревеньке насчитывалось 6-10 группировок - посиделок. На посиделках люди получали или какую-то жизненно важную информацию или же духовную пищу, оптимистический настрой для дальнейшей жизни в сложный период. Таким образом, люди культурно отдыхали и самоутверждались. Но и выбирали себе по вкусу симпатизирующие пары. И, в конечном итоге, создавались новые семьи. В летний период времени на посиделках люди любили поговорить о житье-бытье, попеть различные песни, поплясать под аккомпанемент каких-либо музыкальных инструментов. У горных мари также весьма распространены были как музыкальные инструменты гребешок и катушка, на отверстие которой накладывается тонкая береста. Надо отметить ещё один довольно любопытный «инструмент», пользующийся у молодёжи особым признанием, - это обыкновенный листик ивы, сирени, клёна или черёмухи. А иногда и просто травинка. С помощью них девушки и женщины насвистывали любую мелодию и довольно часто импровизировали. Бывало так, что весной в сумерки после работы одна или две девушки-подруги начинают насвистывать свои любимые мотивы. И мотивы в тихую весеннюю пору были слышны во всём округе. Очень часто в ответ на другом конце деревни или даже из соседней деревни раздавался такой же свист, в этот самобытный хор включались всё больше и больше исполнителей, и на некоторое время весь округ наполнялся мелодичным свистом. На посиделках так же играли и в разные игры. Мы с вами сможем изучить Горномарийскую народную игру «Печка Руш!» («Камака руш»), которую сотрудники этнографического музея привезли из экспедиции от старожилов горномарийского района. Горномарийская народная игра «Печка Руш!» («Камака руш») Игра рассчитана на большое количество людей. Игроки встают по четыре человека, образуют группу «печка». Организовывается несколько «печек». Выбранный «Водящий» обходит все «печки» с диалогом: 1)- Печка-то горит? -Да, горит. Пироги пеку. 2) - Печка-то горит? -Да, горит. Блины пеку. И так далее. Подходит к следующей печке: 3)- Печка-то горит? -Нет, не горит. Что-то с печкой случилось, не могу поджечь. Тогда «Водящий» выкрикивает: - Печка «Руш!» («Камака руш») И в этот момент все игроки меняются местами, создают новую «печку». Кто не успел попасть в группу «Печки», тот становится «Водящим». Игра начинается заново. 

МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс» старший научный сотрудник отдела по национальной культуре Акцорина А.Я.

Комментариев нет:

Отправить комментарий