ОТ РЕАЛИЗМА К ЭТНОФУТУРИЗМУ

В.Г. Кудрявцев
От реализма к «этнофутуризму»:
народные истоки творчества Измаила Ефимова

Творчество народного художника Республики Марий Эл, заслуженного художника Российской Федерации Измаила Варсоновьевича Ефимова известно отечественному зрителю картиной «Провожают на фронт» (1979). Первая персональная выставка мастера была устроена в 1984 году в Йошкар-Оле, где раскрылся его талант мастера тематической картины. Сегодня он соединяет в своем творческом амплуа как peaлистическую изобразительную традицию, так и современные проявления модернизма. Возможно, сама жизнь и внутреннее мироощущение марийского художника повинны в соединении этих двух направлений в его многогранном творчестве и в настоящее время определяют артистическое кредо.
Судьба уготовила Ефимову большую дорогу в искусство, по которой он смело идет четыре десятилетия. За это время значительно расширились привычные формы мировоззрения художника. Сегодня он активно культивирует древние мифологические пласты, создает произведения, пронизанные этническим прошлым, привлекая материал этнографии и фольклора. Индивидуальное восприятие мира и передача его современными средствами пластических искусств придают творчеству мастера неповторимый и оригинальный почерк.
Ефимов – художник цельный и последовательный как в живописи, так и в графике, также занимается геральдикой. Он – состоявшийся и непревзойденный мастер тематической картины, основой творчества являются питающие его воображение истоки народной культуры. Финно-угорские этнические традиции, современный образ жизни марийской деревни, собственные артистические импровизации по мотивам мифологии, фольклора, орнаментального творчества являются неисчерпаемым источником художественного видения и осознанного воплощения.
И.Ефимов родился 14 ноября 1946 года в д. Порандайкино Горномарийского района Марийской республики. С детства он увлеченно рисовал. В теплой семейной обстановке развивался эстетический вкус благодаря искусно вышитым изделиям матери, которая занималась ручным творчеством и работала в вышивальной артели. Детские впечатления от первозданной красоты окружающей природы также оставили неизгладимый след в познании мира. Профессиональное образование он получил в полинациональной художественной среде Казанского художественного училища (1964-1971) и Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова (1971-1977). Дипломной работой студента стал эскиз монументальной росписи «Народный праздник», положивший творческое начало о жизни и быте родного марийского народа.
Живописное полотно Ефимова «Провожают на фронт» (1979) запомнилось по зональным выставкам «Большая Волга» и «Советская Россия», оно удостаивалось многих премий и отмечено дипломом Академии художеств. В этой картине художнику с позиций высокой гражданственности удалось выразить глубокие патриотические чувства через частный сюжет проводов на фронт. В тревожной сцене прощания деревенского парня с близкими родственниками возле марийских ворот своеобразной конструкции, перевитых веткой рябины – своеобразного символа оберега в этнической традиции народа, – выражена и боль разлуки, и вера в далекую победу. Они органично введены в живописное произведение и выступают здесь как граница двух пространственных миров. А на фоне бесконечности пространства внешне сдержанные фигуры людей предстают монументально, они вносят драматическое напряжение, а готовность жертвовать священному делу лейтмотивом проходит через каждый персонаж. Повышенным психологизмом наделен образ женщины с ребенком в руках, которая буквально застыла в безмолвии со своим любимым в кульминационный момент проводов. Бережное отношение Ефимова к народным истокам просматриваются и в таких атрибутах, как обрядовое полотенце. В живописной организации этой многофигурной композиции присутствуют приглушенные холодноватые оттенки, звучащие в унисон представленной теме [Ил. 1].
В местной природе и деревенской жизни, как из глубокого колодца, Ефимов черпает новые впечатления, которые дают ему повод размышлять о многом: об истоках древней финно-угорской культуры, о традициях и современных веяниях, проникших в повседневный быт хранителей святых традиций семьи и рода. Родная горномарийская сторона стала неиссякаемым источником для творчества и в других полотнах. Широкую известность принесли живописные произведения «Сельский гимнаст» (1979), «Воспоминания о весне» (1981), «День прошедший» (1983-1984), «Уходящее лето», «Шествие», «Хлеб сельчанам» (все – 1991), «Победоносцы Поволжья» (1996), «О друзьях-однополчанах» (1990-2005), «Тревожный 1941-й» (2014) и другие.
Тема преемственности поколений, красота окружающей жизни получила образное воплощение в полотнах «Ночь в Березове» (1977), «Поляна праздников» (1982-1984). Пейзаж органично введен в живописные произведения «Весна в Горномари» (1980), «Мои земляки» (1981), «Новый дом соседу» (1985) и способствует определенному настроению. Работая над этими картинами, Ефимов пользовался богатым натурным материалом.
Карандашные рисунки являются постоянной творческой параллелью его станковой живописи. Часть этих рисунков носит характер непосредственных набросков и зарисовок. Чаще всего это портретные изображения, а также фигурные композиции. Как характерную черту, присущую творческой манере художника, отметим стремление к завершенности, своеобразную обстоятельность этих рисунков, в которых тщательно проработаны детали. Это не отнюдь быстрые зарисовки, а вполне состоявшиеся образные решения. Каждый портрет, выполненный в карандаше, раскрывает особенный характер модели: энергичного паренька с зорким и пристальным взглядом, пожилой крестьянки, чье спокойно-скорбное лицо заставляет вспомнить о великом народном терпении, мечтательного юноши, в котором чувствуется нежная, поэтическая натура. Другой тип рисунков Ефимова ближе к эскизам многофигурных композиций. В некоторых случаях определившиеся в рисунке сюжеты непосредственно переносятся на рабочий картон, становясь основой картины. Таковы рисунки «Ждут невесту» и «Завтра в поле» (1983). Они входят в общий тематический круг, определяемый постоянным интересом к жизни современной деревни, к ее этнографическим особенностям, проявляющимся в народном творчестве, праздничных обрядах, костюмах. Мастер особенно тонко чувствует и передает поэтику жизни, облик родной земли, выражает суть народных характеров своих земляков.
Теплота деревенской жизни, мир понятых вещей быта в повседневном окружении предстает в стилистически родственных живописных композициях о современности: «День прошедший» (1983-1984) и «Дедушкин очаг» (1984). В последней в интерьере традиционного сооружения марийцев – кудо – возле центра композиции – очага – расположилась сельская семья. Ощущается тихая спокойная атмосфера деревенской жизни, а традиционная утварь (плетеные стулья, кадки, глиняные горшки, туеса) дополняет обстановку интерьера и придает этнический колорит [Ил. 2].
Тема протеста против насилия над природой представлена в картине «Смерть большого дерева» (1982-1984). Вслед за ней происходит изменение художественного мышления художника. Это показано в полотне «Шествие» (l991), в котором выражен критический подход к действительности, тема общественного кризиса, протеста, насилия над народом и природой. Безвыходное «шествие» по черному замкнутому кругу нищих и калек, разделяющих народное горе, в гротесковых очертаниях представленных блюстителей порядка с красными повязками на руках усиливает контраст от сознания бессилия и покорности «шествующего» в неизвестность народа, незащищенности вползающей в экологическую катастрофу природы.
После этого произведения художник более определенно стал проявлять себя в абстрактно-символических работах, которые навеяны фантастическими персонажами марийской, в частности, и финно-угорской мифологии, в целом, и представлены в философском осмыслении. Изменилась и стилистика живописных и графических композиций. Эта новая грань дарования Ефимова нашла творческую поддержку во многих выставках, устроенных в России, Германии, Венгрии и Финляндии. Эксперименты художника продолжаются сегодня и приносят новые успехи.
Архаические орнаментальные узоры, антропоморфные изображения, культовые сюжеты сочетаются в абстрактных композициях «Древний мир», «Семья угров», «Ритуальный танец», «Воин-охотник» (1991), «Камлание» (1994), «Обрядовое действо» (1996), «Сон кузнеца Илмаринена» (2004). Шаманским духом овеяны произведения «Явление лесного духа», «Маска», «Древний мир», «Судьба тундры» (1992), «Зимний мотив. Этноструктуры», «Деревянный идол» (1993), «Безмолвие» (2001), лесная сюита разворачивается в работах «Хозяин болот» (1995), «Хозяин лесной чащи» (1995), «Изгородь» (1997), Этносфера (2004) [Ил. 3-7]. Ефимов, осмысливая значение наследия, сохранившееся в орнаментальном искусстве, металлопластике, вышивке, резьбе по дереву, наполняет их философским смыслом и заново открывает образы героев легенд, преданий, проникаясь в традиции мифологического и языческого миропонимания. Художник обладает сильным завораживающим духом и несет в этих произведениях большое жизнеутверждающее начало. Символический язык древнего искусства способствует творцу в эффективной импровизации представить миростроительные принципы.
Творчество Ефимова во многом имеет как общие стилистические черты, так и отличительные особенности в современном искусстве народов Волго-Уралья. Известно, что общий фон претерпевавших глубокие изменения в последние десятилетия ХХ века явлений дал импульс возникновению разных художественных течений как «этнофутуризм» у финно-угорских народов, или «тат-авангард» или «запоздалый модернизм» у тюркских народов. Многие исследователи, определяя общую картину эволюции искусства ХХ века, отмечают отсутствие его гомогенности и ссылаются на то, что современное искусство, предоставляя свободу для разных интерпретаций публике и критике, не столько дает ответы, сколько предлагает вопросы, поэтому оно менее популярно и более элитарно [3, с. 64]. Многие художники обращаются к выражению «своего» к местной культуре, мифологии, религии. Это обнаруживаются в архаических языческих финно-угорских, доисламских и мусульманских истоках. Во имя создания новой системы этнической образности постмодернисткое искусство цитирует фрагменты прошлых эпох (ананьинская культура, эпиграфика, шамаили, памятники зодчества), синтезируя их в разных видах искусства.
Существует несколько точек зрения на региональные процессы современной культуры: считается одним из местных провинциальных вариантов постмодернизма [1, с. 24]; известна и противоположная точка зрения, в которой, по мнению финского исследователя А.-Л. Сиикала, объединяющая сила таких важных пластов этнической культуры, как религия, мифы, обряды, не является постмодернистским нововведением, хотя они заметны и актуальны в современной глобализации, в укреплении этнической идентичности и строительстве культурных представлений о этническом своем [5, с. 320]; другая позиция о современном провинциальном искусстве России на материале татарского искусства и литературы обозначена Ю.Г. Нигматуллиной как «запоздалый модернизм» [4, с. 3]. В стилистическом плане С.М. Червонная выделяет подражательность и эклектичность современного мусульманского авангарда, хотя, совершенно верно замечает, что, как и для всего отечественного авангарда, нет четкой классификации «мусульманского авангарда» [6, с. 465]. Таким образом, современный тат-авангард и финно-угорский «этнофутуризм» как феномены культуры воспроизводят «следы» прошлой культуры, ставят акценты на архитипичность, на культурные коды.
И.В. Ефимов является соучредителем Гильдии геральдических художников России. В период становления современной российской геральдической системы, он принимал непосредственное участие в формировании нормативной и законодательной базы официальной символики Республики Марий Эл.
Произведения мастера хранятся в музейных коллекциях России, Финляндии, Испании, Венгрии, Эстонии, а также в частных собраниях.

Литература
1. Вийрес П. Эстонское общество Костаби и этнофутуризм // Дорога водоплавающей птицы. Сб. статей и литерат. произв. молодых авторов – участников конференции по этнофутуризму /Ред. Каукси Юлле; Общество Костаби. – Тарту, 1995. – С. 24-25.
2. Кудрявцев В. Этническая культура в творчестве художника Измаила Ефимова // Лад, 2005. № 4. – С. 158-176.
3. Львова Е.П., Сарабьянов А.В., Кабкова Е.П. и др. Мировая художественная культура. ХХ век. Изобразительное искусство и дизайн. – СПб., 2007.
4. Нигматуллина Ю.Г. «Запоздалый модернизм» в татарской литературе и изобразительном искусстве. – Казань, 2003.
5. Сиикала А.-Л. О перспективах исследования мифологии финно-угорских народов // Этнос – Культура – Человек /Отв. Ред. А.Е. Загребин; Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН. – Ижевск, 2003. – С. 312-322.
6. Червонная С.М. Современное исламское искусство народов России. М., 2008.
7. Kudrjavsev V. Seeking National Identity? Contemporary Mari Art // Ugriculture-2000. Contemporary art of the Finno-Ugrian Peoples /Editors Kertu Karvonen-Kannas, Tuija Mőttőnen; Gallen-Kallelan Museum. – Helsinki, 2000. – P. 75-87.

Комментариев нет:

Отправить комментарий