суббота, 23 июня 2018 г.

ОНДРИН ВАЛЬКА: "Тӧрлаш цацен тӧрсӹрӹм, Со кӹчӓлын Тӧр Сирӹм."


Кыце тӹнгӓлмӹлӓ вӓл - когон шӱмӹм пачын-кӹдежтӓрен попынем ылнежӹ...
Пиш сӹлнӹ поэзин шамак тагачы шакташ тӹнгӓльӹ - Ондрин Валькан (Валентин Андреевич Афанасьев), кырык марын лӹмлӹ поэтӹн у лыдыш книгӓжӹ лӓктӹн.
ЯРЛА ЧИӒ, ВАШТАЛТ МИӒ лӹмӓн книгӓ лач Валькан сек шергӹ шаныкалымашвлӓжым мӓлӓннӓ тайыдеок пачын анжыкта.
Но, мӓлӓннӓ вел ма?...
Ӹшлӓнжӓт ӹшкӹмжӹм алталыдеок пачеш! Вот техень сек тӧр тӹнг кӹчӓлмӓш корны кого поэзим пиш раскыдын пӓлдӹртӓ...
"Мӹнь кӹтошкӹ ам пыры,//Шӱдӹ лошты ам мыры,//Мӹньӹ шкедурешынем//Вес семӹнь келесӹнем." - ти йиш корны лач патыр эдемлӓн вел пачылтеш... Дӓ эче вет ӹшке ӹшлӓнжӓт тӹ патыр поэт алтален ак керд - вес йишлӓжӹ, ӹшлӓнет ат ӹнянӹ гынь, сӹлнӹ лыдыш вӓреш рифмуйымы куплетвлӓ вел лӓктӹт...
"Ярла чиӓ,//Вашталт миӓ//Ӹлӹмӓшнӓ -//Анжы пыт.//Вады-ирӹ,//Санзал-ширӹ//Ылыт мӓмнӓн курым кыт." - ти шая вуйта кӱэр логӹц изи ӓнгӹр тьорген лӓктеш. Шамак мадеш, йӹлгӹжеш, иктӹ весӹм лыктын шыпшеш... Пиш мастарла сирӹмӹ! Ик уты шамакат уке! Цилӓ керӓл шамак лыкмы дӓ керӓл вӓрӹш пыртымы!
Яжо поэзи шамакым мадыктышашлык дӓ Ондрин Валька ти пӓшӓм чоте ӹштен мышта - тӹдын шамаквлӓжӹ лыдыш вашт куштат, тӹргештӹлӹт, чонгештӹлӹт, но хозаштым пиш колыштыт - лач анжыктым вӓрвлӓш вел пырен курымеш тӹнгӹт дӓ авторын шӧртньӹ лыдышвлӓжӹм изи халыкланна переген урдат...
Лыддок, шергӓкӓн халык, Ондрин Валькан у вик лыдышвлӓжӹм...

Пал Генай,
Йынгы-Кушыргы

48 комментариев:

  1. "...Ондрин Валька ти пӓшӓм чоте ӹштен мышта- тӹдын шамаквлажӹ лыдыш вашт куштат, тӹргештӹлӹт, чонгештӹлӹт, но хозаштым пиш колыштыт..." Кыце яжон келесӹмӹ! Ти шамаквлӓм поэзим ынгылышы эдем веле келесен мыштен!Поэзим вет шукынжок ак ынгылеп, кышты вӓл лыдынам ыльы- лач иктӓ 5-10 процент эдем веле.Но, Пал Генай пиш тӧрӹн келесӹш. Пал Генай, Ондрин Валька- тидӹ лачокшы мары лӹмвлӓок ылыт. Ондрин Валькам ти лӹмжӹ гишӓн пӹтари тӧрӧк ваштылаш тӹнгалӹнӹт дӓ мыскыленӹт, мӹнят таманяр гӓнӓ тидӹн доно вӓшлиӓлтӹнӓм,район газет докы лишӹл ылынам, 80-шы ивлӓ пӹтӹмӓштӹ 90-шы ивлӓ тынгӓлмӓштӹ кырык-мары сирызӹ "классиквлӓ" В.Смирнов, С.Гайдов, Н.Егоров, И.Горный, Г.Матюковский поэзим яратышывлӓ кружок семӹнь икӓнӓ протоколым моло сиренӹт, кышты Ондрин Валькан стихотворенивлӓжӹм нималан ярдымеш лыктыныт дӓ пецӓтлӓш шӱдӹделыт.Тӹ протоколжы тагыце Афанасьевын кидӹшкӹжӹ вара вӓрештӹн доко дӓ вара тӹдӹм Афанасьев район газетӹш мӹнгеш сирмӓш доно колтен.Анжыда, мол, кыце мӹньӹм пызӹрӓт.Яра тӹнам Николай Михалыч газетым вуйлатен шалгыш,тӹдӹ мӹнгешлӓ Онрин Валькалан корным пуш дӓ икманяр лыдышыжым пецӓтлӹш. Малын тенге ӹштенӹт? Валентин Афанасьев ӹшкӹмжӹм Ондрин Валька манын лӹмден шӹнден. Кӱ гӹц ядын? Руннер!Цилӓ литературы ӹлӹмӓш парти кидӹшты тӹнм вет ылын. Эче вет парти ваштареш, партийнывлӓм критикуен сирӓш тӹнгалӹн. Ӹнжӓт шач техень поэт,ташкен шуаш келеш!Тенге шаненӹт.Вот и тӹнамшен сӹнзӓгӹрӓт ӹнде агыл гӹнят, хоть йывыртын со тидӹм ӓнгырӓлтӓш цаценӹт.Седӹндон, В.Самойловым шамак толшеш пиш шӹрен пецӓтленӹт, а Ондрин Валькам вообще уке. Тӹдӹ ровотаен дӓ ӹшке оксажӹ доно книгӓвлӓм лыкташ цацен.И то тиштӓт "тангвлӓжӹ" книгӓжӹм йори ошибкывлӓ доно лыктыныт, чтобы опустить ниже плинтуса. Мам вара, йӹрвӓш власть вашталтын гӹнят, Москвашты вес статян попенӹт дӓ сиренӹт гӹнят, мӓ донна эче со тӹ партийнывлӓок властьышты шӹнзенӹт. А лачок гӹнь,кышты Ондрин Валькан партийныйвлӓ ваштареш сирӹмыжы? Нигыштат ак кай. Тетявлӓлӓн ямаквлӓ, пӱэргывлӓлӓн Опанас гишӓн потикӓ масаквлӓжӹ... Пырыделам партьышкы манмыжы- тидӹ хорышты шукы сага ам мыры, ӹшке семӹнь, вес йишлӓ поэзи шамакшым келесӹнем манмыжы веле вет. Тидӹм ынгылаш келеш.Ондрин Валькан лыдышвлӓжӹ гишан мӹнь эче 1993 инок "Шамак" лӹмӓн лӓкшӹ книгӓжӹ лӹм доно ик статьяшты пуры шамаквлӓм келесенӓм ыльы.Ик лыдышыжы донок пӓлдӹрташ лиэш- талант! Йӓл доно тӓнгӓштӓрӹмӹкӹ,воксеок вес семӹнь сирӓш тынгалӹн, воксеок вес сӹнӓн произведенивлӓ! Нӹнӹм пиш куштылгы лыдаш.А ти у книгӓжӹм эче ужделам- анжалмы шоэш ылнежӹ, наверно, молнамшывлӓ гӹц худавлӓ агылеп.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "...Тӹ протоколжы тагыце Афанасьевын кидӹшкӹжӹ вара варештӹн..." Кыце тенге вӓрештӹн? Цилӓнжок ӓнят ак пӓлеп, но Афанасьев,Ондрин Валька ӹшкӹмжӹм лӹмден, кыдыжы тӹдым пел-ороды маныныт сӓй, но Валентин, шаналтыда доко, тидӹн якте МВД академим пӹтарен дӓ следстви структурышты эксперт семӹнь ровотаен, капитан якте шон,а вара юридический отделын начальникшы ылын, так что ородыла кайын, тӹдӹ пиш йой дӓ ышан ӹштен векӓт, дӓ идӓ алталалт, палшышывлажӓт ылыныт, тидӹм шукынжы ак пӓлеп веле.Дӓ нӹнӹн йывырт пумагаштым тагыцелӓ кылен нӓлӹн мыштен дӓ пумагаштым район газетӹш колтен., ти шим пӓшаштӹм вӹкӹ лыктын.Когон ышан ӹштен.Калпакым кыдашам, лӱддеок нӹны ваштареш шагалын. Литературыжы со партин кидӹштӹ веле лишӓшлык ма? Литературы- вет тидӹ свободный творчество, свободный от всякой партийной идеологии. Вот тидӹн верц Ондрин Валька, тенге ӹшкымжӹм йори лӹмден, кредӓлӹн.Седӹндон тӹдылӓн со корным питӹренӹт, йӓл творчество гишӓн "У сем" журналышты моло МарНИИ кандидатвлӓ 10-20 страницӓн ланзылымашвлӓм сиренӹт, а Ондрин Валькан творчествыжы гишӓн кӹзӹт якте ик строкаат уке.Тенгелӓн "яратенӹт". Мӹнь конечно ынгылем, конкуренция, соперничество.Тидӹ цилӓ вӓре улы. Но конкуренция должна быть честной, а не подлой.Афанасьевым тагынамшен пӓлем, тӹдӹ честный ылеш.

      Удалить
    2. "...Со кӹчӓлӹн Тӧр Сирӹм..." Тӧр сиржӹ Йылымбал монгыр дон веле кеӓ, а кырык сирнӓжӹ пиш тура дӓ каремӓн. Эдемвлӓжӓт витнӹ тиштӹ техень туравлӓ дӓ каремӓнвлӓ шачыт. Но конешны Ондрин Валька ти шамаквлӓ доно весӹм келесӹнежӹ ылын.Эх, техень Тӧр Сиржӹм ӹлӹмӓшӹштӹ пишок нелӹ моаш шкӓлӓ. Похоже, автор йогы ваштареш кеӓш ак лӱд, улы техень эдемвлӓ, со тӓгу доно дӓ тама доно кредӓлӹт, тидӹ нӹнӹн характер техеньӹ,справедливостьым кӹчӓлыт, йогы ваштареш кеен,нӹнӹ ягылталтыт дӓ тангылаэмӹт веле. Партийный поэтвлӓ гишӓн мам келесӹшӓш. А весӹвлаэжӹ молнам ылделыт, весӹвлӓлӓнжӹ корнымат пуделыт. Нӓлынӓ Пастернакым дӓ молымат. Пӓледӓ вет цилан, кыце нӹнӹм пӹзӹренӹт дӓ колымаш якте шоктенӹт. Системы техень ылын. Но вет ти системыжым кынам-гӹнят вашталтымыла. Вроде перестройкы тагынамок ылын, да вот поди же ты...

      Удалить
    3. Цилӓ йымын кидӹштӹ...

      Удалить
    4. МОЛНАМШЫ

      Тидӹ сирӓлтшӹ-
      Ӹштӓлтшӹ;
      Тидӹ ӹрзӓлтшӹ-
      Кӹшкӓлтшӹ;
      Тидӹ ташкалтшы-
      Вашталтшы;
      Тиды мондалтшы-
      Молнамшы.

      Валентин Афанасьев, "Ярла чиӓ, вашталт миӓ" книгӓ гыц,48 стр., Йошкар-Ола, Мары книгӓ издательство.

      Удалить
    5. Жеп техень ылын. Тӹнӓм кӹзытшӹ гань ирӹкӹн нимат сирен кердделат. Тау йымылан, цилӓ тидӹ эртен... Кӹзӹт, кыце кердӓт, тенге жары!

      Удалить
    6. ондрин валька23 октября 2018 г. в 09:46

      Жары... Ӹрвезӹ годым веле, кыце кердӓт, тенге жарет... Ӓштем, Николай Володькинӹн(Кокенӹн) попымыжым: "Шоля, тӹлат 25и, кымлы- сирӹ, кыце кердӓт, а вара тенге ат керд!" -манеш ыльы.

      Удалить
    7. Ки-ли-ман-жа-а-а-ро-о, ки-ли-ман-жа-а-аро-о...
      техень мыры ыльы, ӓшӹндӓредӓ?

      Удалить
    8. Мам вӓл когонжок...Солаштына кым Валькы ылевыӹ, ну и ма? Кого дела Валька дык Валька - лым техень. Валенти моло вет манделыт, тенге ӹдырвлӓм веле маныныт. Валька- ӹрвезӹ лӹм. Мам мыфскылаш? А то Евлампи, Ептихи, Анани, Софрони. Эче АгенорЮ, Мануил да молат... Кӱм мыскылымыла?..

      Удалить
  2. Всё образуется- когда босой разуется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. как может босой разуться, это што, шутка?

      Удалить
    2. да нет это не шутка, это у нас в росии каждый день происходит((((((((

      Удалить
  3. фома неверующий.18 ноября 2018 г. в 02:25

    Конечно, хорошо, когда есть соперничество и конкуренция. Но совсем плохо, когда нет поддержки со стороны властей.Ведь сейчас заниматься писательством нет никакого стимула. Ведь эти национальные издания, они дышат на ладан, они даже не платят гонорары за труд писателей и поэтов. Издали твою книгу, гонорар выдадут твоими же книгами- на, получи и продавай их сам, как сможешь. Вот такие сейчас дела на этом поприще. Молодых писателей и поэтов сейчас совсем не видно, нет никакой заинтересованности у них проходить через такие трудности и в конце концов ещё ничего и не получить. Всё это в скором времени затухнет... И национальные языки забудут... и сами себя забудут.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. патриот своей родины22 ноября 2018 г. в 01:19

      Хочу ответить Фоме Неверующему: есть писательство от души, а есть - ремесло. Писатель, который пишет, чтобы заработать на этом себе деньги- ремесленник. Скажем сразу, на национальных изданиях деньги себе не заработаешь. В настоящее время Кремлём вообще ставится вопрос о нужности или ненужности национальных языков. Ведь править удобнее однородной массой. Вспомните, в связи с этим, протесты в Татарстане и в других национальных автономиях. Сейчас вроде принят какой-то закон об использовании российских языков, но он какой-то мутный и вряд ли будет способствовать улучшению этого вопроса.Так что, большой пользы, скорее всего, от него не будет. Тем более, надо поклониться тем авторам, которые пишут свои стихи и прозу от души, совершенно бесплатно, ради укрепления и дальнейшего процветания своих родных языков.Они достойны большего уважения, чем сейчас, со стороны своих культурных руководителей. Нельзя, ни в коем случае, потерять этот источник и прервать эту нить развития.

      Удалить
    2. У государства никогда не было денег на поддержку талантов, но хотя бы кто-нибудь взялся бы организовать литературный фонд помощи этим писателям. Ну что же мы такие бедные что-ли? Что же мы превратили всё в рынок? Книга- это рыночный товар? Похоже, всем наплевать на этот вопрос. А ведь есть у нас депутаты, есть правительство, есть писательская организация, есть писатели и читатели. Так в чём же дело? Никому ничего не надо?

      Удалить
    3. Вот говорите гонорар... Я уже пенсионер, молодые-то не пишет, только наше поколение старается. И вот я написал в журнал свое произведение, журнал мне выплатил 360 рублей гонорара (страшно большие деньги!!!),эти данные о выплатах авторам идут видимо и в пенсионный фонд, а пенсионный фонд из-за этого отказал мне в индексации пенсии на следующий год.Пошёл я разбираться, а мне так пренебрежительно там объяснили, что я работающий пенсионер.А я вообще-то нигде постоянно не работаю и постоянного дохода не имею. Так что, ни молодым, ни старым писать у нас в росии никакого резона нет. Со всех сторон зажали!

      Удалить
    4. старый писатель7 декабря 2018 г. в 09:34

      Что эти 360 рублей, даже говорить не стоит, что можно за эти деньги купить, разве что бутылку водки. Она у нас дешёвая. Да, правильно пишет пенсионер, законы у нас такие, что загнали нас в жёсткие рамки и творческим людям жить стало трудно. Ну, хорошо, я понимаю, вот фермер вырастил картошку и продал- выручил деньги, потому что картошка- это насущный продукт питания. А вот писатель или поэт написал своё произведение, издал книгу, это что, можно сравнить с картошкой или с другим товаром? Ну, конечно, кругом же рынок! А тогда дайте за публикацию в журнале не 360 рублей, а в десять раз больше-3600 рублей! Вот тогда будет рынок. Ну, нет же, с одной стороны хотят, чтобы национальная литература сохранялась и развивалась, а с другой- поддерживают её на голодном пайке? Сами себя обманываем! Если так,то умрёт литература и уже сейчас видна всем её предсмертная агония, но только не нашим властям. Наши власти слепые на это дело.

      Удалить
    5. Не только слепые, но и глухие. Но так ли это? Кто знает...От них ведь ничего не зависит. Сейчас всё деньги решают. Выделили на это деньги- вопрос решается,а на нет и суда нет. Сейчас чиновники ничего от себя не делают, они смотрят в рот вышестоящим начальникам: какая будет директива. Такая у них политика сейчас. А какие у писателей проблемы- это у них может быть даже на последнем месте.Начальство же ничего не говорит. Подойдёт какая-то дата, проведут собрание, поставят галочку. Так что... вся чиновничья Россия так работает: мухи отдельно, котлеты отдельно. Таковы реалии. Где уж тут развивать у национальной молодёжи писательские навыки...

      Удалить
    6. Пессимист- он и есть пессимист. А я оптимист! Я так думаю: если у человека есть способности, если у него есть к этому тяга, он готов через всякие лишения и тяготы пройти, лишь бы реализовать свои способности. Не всё измеряется материальными благами, не всё покупается за деньги.Через трудности человеческий характер закаляется, человек становится твёрже и это помогает ему в борьбе с такими подлецами, о каких было сказано в вышеприведённых комментариях. Вспомните историю о знаменитых актёрах, музыкантах и художникахи писателях. Как они скитались по общежитиям, частным квартирам и голодали, даже милостыню просили. Но они всё-равно добивались в конце-концов успехов и потом становились знаменитыми. Кто-то большой сказал- художник должен быть голодным, сытый художник- не художник. Но это конечно не значит, что я призываю довести художника до голодной смерти.

      Удалить
  4. Пессимист...оптимист... Подумаешь, какие философы! А я думаю,что национальный язык- это не от чванливого чиновника зависит, а это сам дух народа, это находится в наших сердцах и наших генах. Если рассуждать по-вашему, то и язык наш и народ уже давно бы перестал существовать. Вот, говорят, про народ МЕРЯ. Да, меря это- Московская, Владимирская, Ярославская, Костромская,Нижегородская земли. Они обрусели, приняли, так сказать, христианство и вместе с этим и язык Московии, да и язык-то образовался в большей части в смешении с языком этих местных племён, в частности языком народа МЕРЯ, а сейчас только сохранились на этом языке названия рек и поселений.Так что,и наш язык никогда не умрёт. Вы видели, как сквозь асфальт прорастает трава? То-то же!

    ОтветитьУдалить
  5. Через асфальт нормальная трава не вырастет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У марийцев язык должен быть один- марийский. Но горные марийцы считают что у них тоже свой горномарийский язык. Но это только норма марийского языка. У луговых марицев- тоже только норма. Надо объединяться в кулак, а вы делитесь на пальцы. Только враги марийского народа так поступают.

      Удалить
    2. ондрин валька21 апреля 2019 г. в 02:39

      Вообще-то правильно тут пишет мариец. Я хоть и горный мариец, но всё-равно его поддерживаю. Не надо разделять язык, язык марийский - он один, нормы(диалекты) только разные, не может быть отдельного горно-марийского языка. Я много лет прожил среди луговых марийцев, только сначала кажется, что разница большая, но это совершенно не так. Просто луговые марийцы язык больше сохранили в исконном виде, а горно-марийцы ввели в свой обиход очень много русских слов.Обрусили язык. Например, говорят так: "Мясым мӓ населени гӹц закупаенӓ".Это что?.. Разделение языка приведет к тупику. И так уже горно-марийцы напрочь марийский язык забывают и редко, кто говорит на нём чисто. Вон на Украине Порошенко тоже какой-то ТОМАС из Константинополя привёз, хочет православную церковь среди украинских верующих разделить... Здесь то же самое: разделяй и властвуй. Не надо было этого делать. Здесь некоторыми умниками было проявлено недальновидное мышление. Я так думаю.

      Удалить
    3. Учёным-филологам Иванову и Васиковой не надо было воевать между собой и делить единый язык на два: луговой и горный. Это вообще непонятно, чего они добивались. А добивались они только своего возвышения, личные интересы были выше общественных. Этот перекос надо исправлять и по конституции написать, что государственным языком является только один МАРИЙСКИЙ ЯЗЫК.

      Удалить
    4. В Финляндии шведов проживает только 5%, но несмотря на это шведский язык там является государственным языком.

      Удалить
    5. Шведский и финский языки разные, а марийский язык один и един. Зачем из одного языка делать два государственных?

      Удалить
    6. Гономарийский язык почему отдельно сделали? Это горномарийские чинвники сделали (Васютин и др.) чтобы получить статус малочисленного народа и выбивать с федерального бюджета дополнительные деньги. Всё дело в этом. И деньги в самом деле сейчас поступают, на них строятся дома ремёсел и др. культурные объекты.А вот почему о других сферах не подкмают. Например, о сохранении и развитии языка? Можно многое сделать: дать дополнительные часы телевизионного времени, где на родном языке показывать детские передачи, сказки там, викторины показывать и др. Читать стихотворения и прозу своих горно-марийских авторов. Но нет, только какие-то материальные объекты. Видимо, Васютин вообще очень далёк от своео языка, видимо, жена русская, у себя в семье боится разговаривать на своём языке. Ну а дети, видимо вообще какие-то англичане.Как можно быть таким руководителем культурной жизни марийцев7 Это очень трудно понять.

      Удалить
    7. А чего понимать? Всё просто. Васютин от Москвы получает деньги и по своему усмотрению их распиливает.Вот и вся механика.

      Удалить
    8. Тыменьмӹнӓ годым тымдымы книгӓм КЫРЫК МАРЫ ЙӸЛМЫ агыл, а МАРЫ ЙӸЛМӸ манын лӹмдӹмы ыльы доко.

      Удалить
    9. С 2000 года президентом Республики Марий Эл поставили ЛДПР-овца Леонида Маркелова. Во главе Российского ЛДПР как известно был Владимир Жириновский. Его лозунг- РОССИЯ ДЛЯ РУССКИХ. И как повёл его протеже Маркелов с первых дней в Марий Эл? Первые его слова, что в Марийской республике нет национального вопроса. Как это? В национальной республике нет национального вопроса? Ну и пошла свистопляска. В школах обучать детей марийскому языку оказывается не обязательно. Марийских активистов стали притеснять и не только. Их стали тайком избивать металлическими арматурами,некоторых убили, районных руководителей стали сажать за решетку, протестующих в психбольницу. Это что такое? Эй, Жириновский, сын юриста, ты что делаешь? Марийцы ведь- это не какие-нибудь пришлые, это коренной народ, живший на этом месте тысячи лет. Ну и дело дошло до Европарламента. Дело дошло наконец и до наших московских властей. Но никаких серьёзных выводов тогда сделано не было. Марийцев по-инерции притесняют и до сих пор. В правительстве сейчас нет ни одного настоящего марийца, всех выгнали. Я уж не считаю Васютин и Иванова, они только беспокоятся о своём кресле. Нами правят приезжие москвичи, саратовцы и прочие "парашютисты". Так, дорогие товарищи, откуда же взяться у марийцев продвижение вперёд своей культуры и развитие языка? Как же, голосуйте за Жириновского, отрубайте себе сами руки и ноги.

      Удалить
    10. Поддерживаю полностью. Правильно, голосуйте за Жириновского и вырвите свой же язык, на котором разговаривали ваши отцы и деды. Одним словом, уничтожьте сами себя.

      Удалить
    11. Этот член партии ЛДПР Маркелов налетел на Мари Эл как какой-то ушкуйник(потом-то он перекрасился, переметнулся в ЕР). Всех запугал. Даже серьёзные люди говорили,что у него везде всё схвачено. В России установлена была вертикаль власти, страна поделена на округа, наш Приволжский округ в Нижнем Новгороде со своим чиновничьим аппаратом и ФСБ. Ну и что? Кто-нибудь сделал замечание Маркелову? А что он творил! Мы уж не говорим о коррупции и присвоении богатств. Не замечали. Вот сейчас говорят о белорусских событиях, о том, что готовился переворот и убийство президента, а западные лидеры и их СМИ мол вообще об этом умалчивают и будто не замечают. Точно так же ни Нижегородские окружные, ни московские федеральные власти не замечали, что творил здесь Маркелов. Наверное, не бесплатно.Марийская общественность роптала, но активистов запугивали. Поэтому республика Марий Эл оказалась по всем показателям на последних местах, с огромными долгами, а по дорогам на самом последнем месте. Марийцев с правительства всех попёрли. Как сказал Маркелов( а это записано), что марийцы БАРАНЫ и я мол, руковожу баранами. Но, слава богу, сколько верёвочке ни виться, но конец всё-равно настал. Маркелов так раздухарился, создал здесь свою маленькую Италию, стал князьком, видимо стал уже раздражать и своих покровителей...Ну и...результат всем известен. Но ведь он тут бесчинствовал 17 лет! И кто-то что-то сделал в защиту марийцев? А-а?!

      Удалить
  6. библиотека3 июня 2019 г. в 05:09

    Я бы понимала, если бы горно-марийский диалект возведя в статус государственного языка на самом деле занял бы такой статус, но всё это фикция. Оглянитесь кругом: телевиденгие, радио- там все луго-марийцы. Говорят, после разделения языков, теперь по территориальности, как для индейцев в Америке.Сколько учёных под эту марку сидят в МАРНИИЯЛИ? И что они делают? Нет результативности, нет отдачи. Язык не развивается, не прививается, на этом языке редко кто грамотно говорит, а если говорят, то страшно слушать. В школах работают женщины, а женщины сами знаете какой народ, они только делают вид, а сами мастера только приспосабливаться........... своих детей учат только по-другому. Одним словом, только такие поэты как, Валентин Афанасьев, держат, будто атланты, наш язык и нашу культуру речи. Читайте и учитесь у них!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас всё перевёрнуто с ног на голову: в школах 99% учителей- женщины. А должно быть наоборот. Женщины- это такие существа, они всё продадут. Они подстраиваются под внешние обстоятельства, если кругом все будут говорить по-русски, то и они будут сами и своих детей учить только по-русски. Марийский язык будут учить только формально, за дверь вышли заговорили по-другому. Им ни в коем случае нельзя доверять сохранение и развитие национального языка. Но сейчас это именно так, потому что во всех школах учат женщины и только от них сейчас зависит это дело. И вот результат- наш язык потихоньку исчезает. И исчезнет! Потому что у женщин нет такого понятия- ПАТРИОТИЗМ, они и замуж могут выйти за любого. Выйдет за чувашина- будет чувашкой, можно привести примеры, выйдет за татарина- будет татаркой. А язык должны сохранять и развивать учителя и преподаватели мужчины.

      Удалить
    2. Прозаики Виталий Петухов, Евграф Поствайкин и другие тоже сделали очень большой вклад в марийскую литературу.Достойных было много, но сейчас эта литературная речка сильно обмелела.

      Удалить
    3. Хочу ответить пуэрге.Рвезы шамыч в пед не идут учиться. Молан? 1. Зарплаты пеш шагал, лучше на стройке. 2. Нет места, а если предложат в какую-нибудь глушь, то негде жить.3. Ещё не дай бог могут обвинить в педофилии, то есть в приставании к девочкам.Вот и выходит, что все учителя - женщины.Я например предложил бы, как раньше в царской России, обучать мальчиков и девочек отдельно, чтобы мальчиков обучали только мужчины-педагоги, вот тогда будет порядок.

      Удалить
    4. Не преувеличивайте.

      Удалить
    5. Библиотеки-то сами должны работать в полную силу, а не сидеть тут и критиковать других.

      Удалить
    6. Библиотеки работают хорошо!

      Удалить
    7. Мне кажется, чтобы язык сохранялся и развивался дальше, надо полностью изменить подход к этому.Сейчас же дело идёт так, что всем наплевать на это, начиная с верхов.У них позиция ПУСТЬ ИДЁТ, КАК ИДЁТ. Библиотеки должны играть очень важную роль сейчас, как ИЗБЫ ЧИТАЛЬНИ в своё время. А зайдите в какую-нибудь библиотеку- там никого нет.Пусто.Одна-две работницы скучают. Они должны организовывать всякие мероприятия и даже почаще выходить в народ. Ничего не делается. Формальное отношение и своевременное получение зарплаты. Вот весь смысл их работы.В школах тоже всё формально. Конечно, со мной все станут спорить, что это не так, что работают все засучив рукава. Ну, хорошо, а где результат? Где чистое произношение, где настоящий разговор на родном языке? Где наш родной язык?Смотришь по телевизору передачи на марийском языке и только морщишься, вздрагиваешь, как горно-марийки говорят: "Мясым ме населени гыц закупаена".

      Удалить
    8. Толя,в библиотеках же женщины сидят и много среди них пенсионерок.Они зарплату получают и плюс пенсию и сидят они только ради этих денег. От них нечего ждать какого-то улучшения. Но и молодежи они места не дадут. Так что развитие языка побоку.

      Удалить
    9. При чём тут библиотеки, что вы придираетесь к бедным женщинам. В этом вопросе надо смотреть шире. Ну да, конечно, это сфера культуры, но кто управляет и направляет, вернее направлял в течение многих прошедших лет, нашу культуру? Где улучшение и рост, где успехи? Нет! Только упадок по всем фронтам. Вместо настоящей работы - показуха и мишура. Самое обидное то, что исчезает язык, а это стержень и дух народа, без языка народа не будет. Почему этого не хотят понять там, в руководстве? Или в руководстве культуры у нас сидят не совсем того... люди? В связи с эти вспоминается недавний случай самосожжения активиста финно-угорского движения Альберта Разина перед зданием правительства Удмуртии. У нас тоже этого ждут?

      Удалить
    10. Марийцы древний народ, который мудро сохранил до настоящего времени и свою культуру и свой язык. Давайте и впредь будем мудрыми. Если работать спокойно и целенаправленно, то обязательно можно добиться положительных результатов. Поздравляю всех со 100-летием образования марийской государственности.

      Удалить
  7. Работать-то работать, а не хотят. Сколько у нас всяких организаций, они все формальные. Собираются, поговорят, что-то запишут...а воз и ныне там...Назад только катимся...Руководство у нас такое...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Может ты сам такой?

      Удалить
    2. Э!.. В чужом глазу соринку видим а в своём - бревна не замечаем?

      Удалить
    3. Фу-у!.. Прочитал замечательное стихотворение нашего г-марийского автора и все комментарии к нему. Что хочу сказать: автор здесь пишет о правде и справедливости, то есть о поисках правды и справедливости. О поисках. И спрашивает, есть ли она, эта справедливость в жизни. Ищите да обрящете. Интересный вопрос. За всю историю человечества очень многие умы бились над этим вопросом. Что такое справедливость? Баланс между добром и злом? Единство и борьба противоположностей, по Гегелю? Но ведь изначально всё было написано в библии. Это по христианству.Светлые силы и тёмные силы: рай и ад, в общих чертах. А что касается справедливости в нашей с вами республике, народ которой частично привержен язычеству, что касается здешней власти, чиновников и простых людей, то тут тоже возникает очень много вопросов. Есть ли справедливость у нас в вопросах сохранения культуры, языка и этноса вообще? Справедливости в чистом виде наверное нигде нет. Есть только борьба между добром и злом, в результате которой и рождается какое-то движение вперёд, поэтому, надо бороться и автор правильно поднимает этот вопрос. Так я думаю.

      Удалить