суббота, 23 июня 2018 г.

ЯРЛА ЧИӒ - ВАШТАЛТ МИӒ

Ондрин Валька, Йынгы-Кушыргы

Ошым-шимӹм,
Мажы лимӹм
Кычы кӧргӹштет цилӓ:
Сусу-ясы,
Мӱӓн-качы
Погыналтеш ач пӱлӓ.

Ярла чиӓ,
Вашталт миӓ
Ӹлӹмӓшнӓ -
Анжы пыт.
Вады-ирӹ,
Санзал-ширӹ
Ылыт мӓмнӓн курым кыт.

Охыр-цицӹм,
Тореш пичӹм -
Тамамат вӓрештӓш лин.
Цӓшӹм лоаш,
Укем моаш
Пуйыралтын южшы ин.

Тӧр-каклякам,
Чӓй-ӓрӓкам,
Сӓй тотешмӹ - шӹлтӓш мам...
Рвезӹм-марым,
Йӱкшӹм-арым -
Тидӹмӓт пӓлемдӓ шам.

Ярла чиӓ,
Вашталт миӓ,
Ӹлӹмӓшнӓ кеӓ пак.
Самынялтмын,
Угӹц шачмын
Мондалт ак керд, агеш ӓк.

Со покшал дон,
Пурын йӓл дон
Тымень шона кашташ вӓл?
Сотыш-йыдыш,
Корнын кытыш
Эчеӓт шкӹметӹм нӓл.

96 комментариев:

  1. Валентин, мӹнь пӓлем, партьышкы пырыде, икманаш КПСС парти член ылде, но к сожалению, цилӓ кырык мары литературы-культуры вуйлатышывла партийнывлӓ ылыныт, (нӓлынӓ, шамак толшеш, Иван Горныйым, Геннадий Матюковскийӹм)80-шы ивлӓнок перестройкы тӹнгалӹн гӹнят, ти вуйлатышывлӓ сӓмӹрӹк талантвлӓлан со тореш пандывлӓм шӹндӹлӹнӹт, анзыкыла кеӓш корным пуделыт. Вет даже кӹзӹт якте, эче со молнамшы партийнывлӓок вуйым нӓлнештӹ (шамак толшеш, теве молнамшы Мары обком секретарь Николай Гаврилов "У сем" журнал редколлеги член молы лин шӹнзӹн( махань произведенийвлӓм сирен, кӱ пӓлӓ?), а Валентинӹм ти журнал докы лишкӓт ак пыртеп. Вот техень ма донына ОСОБЕННОСТИ ГОРНО-МАРИЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ. Тау, Валентин Андреевич, техень яжо лыдышвлӓлӓн.Хоть ти страницӹштӹ тӹньӹм лыдаш лиэш.

    ОтветитьУдалить
  2. Кудряшов Миша, Самойлов Славик, Аликов Валери, Петухов Витали, Григорьев Вечеслав- теве ик кӹтык жепышток нӹнӹ колен кевӹ. Махань талантан кырык марла сирышӹ поэт-писательвла. Партийныйвлӓ гишан попедӓ. Ӓнят...Партийнывлӓ со коммунизм лиэш машаненӹт дӓ тидӹлан ӹняненыт, маныда? Ӓнят... Но наверны агыл, нӹнӹ со кӱкшӹһ креслолан дӓ тотлы ӹлӹмӓшлан веле ӹняненыт сӓй. Вот и со ӹрвезӹвлалан мешӓенӹт. Поэтвлӓ вет пиш йӹвӹжӓ шӹлӓн ылыт. А ти партийныйвлӓ - ӱшкӱж каваштанвлӓ!

    ОтветитьУдалить
  3. ондрин валька25 июня 2018 г. в 10:47

    Тау,Генай. Ужделамат ыльы тиш сакӹмӹ лыдышвлӓэм кӹзӹт якте, турим моло ыраш солашкы каштым, кужынервлӓ-пармывлӓ эче чӹнген шӹндевӹ, ӹндежӹ чӱнче веле ылам...Ой-ёй, тиштӹ мавлӓм моло сирен шӹнденӹт.Цилӓжок тидӹ тӧр агыл седы.Мане, 90-шы ивлӓшты техеньӹрӓк ыльы, мӓмнӓн сирӹзӹ-аксакалвлӓнӓ(Вячеслав Смирнов, Аркадий Канюшков, Николай Егоров, Геннадий Матюковский, Иван Горный...) мӓмнӓжӹмӓт дӓ перестройкы вашталтмашвлӓжӹмӓт сусун агыл вӓшлиэвӹ, сек пӹтарижок хоть кыды газет-журналеш моло пецӓтлалтӓш пиш кӓньысӹр ыльы. Книгӓ лыкмы шотыштат лач ик изи вӹцкыж книгӓэм веле 1993 ин книгӓ издательствы гач лыктевӹ. А вара йӓлӹм пецӓтленӹт, а мӹньӹм уке.Но изин-олен техеньӹ эртӹш доко. Кӹзӹт тӹ цӓрӹшӹ эдемвлӓжӓт цилӓн колен пӹтевӹ. "У сем" журнал докы мӹньӹн нимахань ӧпкӓэм кӹзӹт уке.Ти журналыш мӹнь шӹренок пырен каштам дӓ махань-шон материалвлӓэм нӹнӹ со пецӓтлӓт доко. А партийныйвлӓ шотышты мам попышаш?..
    80-90-шы ивлӓштӹ мӓ пиш кого тодылтмашыш вӓрештӓннӓ ӹшкӓлӓ. А кӱ ти тодылмашыжым тӹнгалӹн? Генеральный секретарь ЦК КПСС Горбачёв.ПЕРЕСТРОЙКА-УСКОРЕНИЕ-ГЛАСНОСТЬ. Вара ГКЧП, вара Ельцин. А 19 миллион КПСС членвлӓ- тидӹ ик арми веле агыл- вӹц арми ижӹ лиэш!Нӹнӹжӹ мам нерен шалгенӹт? Кыце-тенге нӹнӹ СССР сӹмӹрлен вазаш волям пуэнӹт? Коли иктӓт прамой коммунистшӹ ылде, а ылыныт цилӓн лач льготы кӹчӓлшӹвлӓ веле?Вара парти-комсомол вуйлатышывлӓ бандит-коммерсант-бизнесменвлӓ лин шӹнзевӹ, цилӓ пайдавлӓм ӹшке лоштышты пайылен шуэвӹ.Седӹндон виднӹ нӹнӹлан тошты партийный стройым сӹмӹрен-йӧрен пиштӓш келеш ылын.Вот техень тодылтмаш-ӹлӹмӓш ыльы дӓ кӹзӹт якте со тама-ӓнят акъяры доко.Шукынжок ти перестройкы гач ӹлен лӓктын ӹшкерддеп. Пиш ӹжӓл, Миша Кудряшов, Влад Самойлов, Валери Аликов, Витали Петухов, Вячес Григорьев-Тотир веремӓ шодеок колен кевӹ. Тӹ кого Тодылтмашыш попазенӹт гӹнь веле...Йымы веле пӓлӓ...А Гаврилов Николай Никандрович докы мӹньын нимахань претензиэм уке дӓ линжӓт ак керд, вет мӓ тӹдӹн дон ик сола ылына.Тилошты лӓкшӹ книгаэмӹн лӹмжӹ "Ярла чиӓ, вашталт миа". Ти книгӓшкӹ мӹнь шукы йиш лыдышым пыртенӓм, ик-кок шамак доно келесенжӓт ам керд- лыдаш келеш. Ӹлӹмӓшӹштӹ вашталтмашвлӓ лин мимӹ гишӓн, нелӹвлӓм сӹнгӹмӓш гишӓн,яратымаш-ӹнянӹмӓш гишанӓт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, поэта просто не любят за то, что он умница и что он талантливо пишет. Зависть, однако.И ничего больше. Ну,и конечно, не надо было писать тот доклад для публикации на Игнатьевских чтениях в 2009 году, где были раскритикованы и названы поимённо горно-марийские партийные поэты-писатели.Критика-то в основном была за пьянство. Вот и получил в зубы.Но он-то сейчас живой ходит, а кого критиковал, увы...

      Удалить
    2. валентин афанасьев28 июня 2018 г. в 09:23

      Лариса, спасибо конечно за комментарий, я знаю, что вы хороший юрист, вместе работали, но понимаете, здесь не юридические споры, что ж вы все хотите меня противопоставить с кем-то. Никого поимённо за пьянство в том докладе я не критиковал и никто меня по зубам, как вы выразились, не бил. Просто тот мой доклад не опубликовали в ежегодной брошюре, как публиковали всегда все доклады, включенные в план. Подумаешь, какая беда. Доклад назывался "Сегодняшнее состояние горно-марийской литературы", где я попытался проанализировать работы современных горно-марийских писателей и поэтов и высказал свои суждения, упирая на то, что с самого начала наша литература всё-таки была идеологически окрашена в партийный цвет.Ну, не было у нас, как в России другой литературы, не было у нас Толстых, Достоевских,Пушкиных и Некрасовых и т.д. Основоположником горно-марийской литературы считается Никон Игнатьев, который написал произведения, угодные тогдашней партийной власти 30-х годов. Но в годы перестройки и у нас появились молодые таланты, которые написали много новых произведений и существенно освежили нашу литературу. Жаль, что эта талантливая плеяда очень быстро ушла. Это очень большая потеря для нас. Это очень большой урон! Будем надеяться, что ещё придут молодые таланты и удивят нас ещё более интересными произведениями. Очень надеемся!

      Удалить
    3. Да и то своим романом Савик не угодил Никон Игнатьев тогдашней власти. Власти его упекли в тюрьму на 10 лет за дискредитацию звания большевика, за то, что членом большевицкой партии не может быть такой полу-дурок, как Савик.

      Удалить
    4. Сначала Игнатьев и не думал делать своего Савика большевиком, Савик для него был просто комическим персонажем, посредством которого он высмеивал богатеев, околоточного пристава и церковных служителей (попов. А сделать его в конце романа большевиком наверное "посоветовали" местные партийцы, тем самым, получается, они оказали ему медвежью услугу.

      Удалить
    5. Тодылтмашыш агыл, арака йӓрыш попазенӹт- бултых-х- вот и...Кӱ махань ылеш(ылын) цилан пӓлат иктӹмӓт алталаш ак кел, пиӓницӓ гӹц геройым ӹшташ ак кел.

      Удалить
    6. Цилан сулыкан ылына, кӱ агыл? Ӓрӓкӓм тӓжӓт цилан йӱндӓ идӓ алталы!Сирӹшӹ писательвлӓм идӓ тӹкӓл, нӹнӹлӓн ӓрӓкӓ - допинг.А Ондрин Валька гишанжӹ колтелам, со ары каштеш доко дӓ эче машинӓ доно кыдалыштеш, кӹзӹт вет рульышты йӱӓш ак ли. Яжон такшым сирӓ, Опанасыжы донок кыцце цилӓм ваштылтен!

      Удалить
    7. Кудряшов-то Михаил главный редактор журнала тоже ведь был партийным, почему не говорите? Сам же Афанасьев жаловался, что Кудряшов его семь лет не печатал, потому что они поссорились.И что когда Афанасьев доверил Кудряшову редактуру и вёрстку его книги стихов, то Кудряшов так отредактиров и сверстал, что ту книжку стыдно было показывать, 100 с лишним ошибок наделал этот Кудряшов. Сделал он это нарочно. Вот так вот тогда все гнобили Валентина Афанасьева. Как он только всё это вынес и не озлобился.

      Удалить
    8. Ондрин валька манаш ак кел ылын шкымжым, вот и мыскыленыт сендон.

      Удалить
    9. Мӓ ӹнде ӹшке марын ылмынажым нигыцеӓт ӹненӓ пӓлдӹртӹ виднӹ.Ондрин Валька тидӹ марын лӹм агыл ма? Матюковский ӹне марын лӹм ма? Человек, разговаривающий матюгами? Или Горный марын лӹм? Мӹнь тенге Горный манмыкы, "горный козёл" шамак веле ышышкы пыра.Такшым кырык лошты ӹлышӹ эдемӹмжӹм ГОРЕЦ манытыш.

      Удалить
    10. Лена, Вы наверное говорите про сборник стихов Афанасьева написанный под псевдонимом Ондрин Валька "Шӱм коэвлӓ" 2002 года? Да, Вы правы, я тоже в библиотеке Чавайна взяла этот сборник и удивилась, сколько там допущено орфографических и стилистических ошибок. Неужели это правда?Неужели так можно было делать? Ни в какие рамки не лезет.

      Удалить
    11. Ха-ха! Примерно таким же паскудством занимается и один горно-марийский газетчик-бегун, он кроме себя любимого в своей газете никого терпеть не может.

      Удалить
    12. Правильно! Как его до сих пор держат? Смотрели другие районки- красота, а наша- ОТСТОЙ!

      Удалить
    13. ондрин валька26 августа 2018 г. в 10:21

      Ой, цӓрнӹдӓй ылнежӹ!Утым тупынешлӓ тиштӹ сирӓш тожы яжо агыл сӓй! Мӹньӹн ти лыдыш книгӓштем йӓл вӹк нимахань турнаэм уке, мӹнь ӹшке лыдышвлӓштем иктӹн ваштарешӓт ам ыл, ма-шоным такеш попаш ак кел ылнежӹ дӓ йӓлӹмат мӹньӹн лӹмем доно шӹдештӓрӓш ак кел.

      Удалить
    14. Воксьок ам пӓлӹ кӱ гишӓн тиштӹ цымырлен попедӓ, шергӓкӓн тӓнгвлӓ...
      Яра... сойток тӧр корныш лӓктӹдӓ сӓй...

      Удалить
    15. Недавно этот газетчик-бегун в кафе при всём честном народе громогласно послал трёх девчёнок, что-то ему возразивших, на три буквы. А ведь он в своё время был тоже партейным инструктором райкома комсомола.Даже фамилию его не надо называть, все итак в районе знают, о ком идёт речь. Все они такие, эти партейные!

      Удалить
    16. К сожалению, у нас на местах, никакой переоценки идеологических ценностей не произошло, все эти партейные и сейчас у власти, проводят такую же партейную политику.

      Удалить
    17. Не так было. Сидел народ в кафе, отдыхал. А пришёл этот, хотел присесть за один столик, но ему отказали.Как так? Ведь он же супер-пупер! И тут он начал принародно всячески этих людей оскорблять. Было очень неудобно. Нехорошо очень он себя повёл. Был под градусом. Но он видимо считает это нормальным.

      Удалить
    18. Вы здесь говорите про партийных и партийность. Но правильно надо наверное говорить о совках и совковости. Кто такой совок? Этот человек может быть даже не партийный, не приверженец Максима Сурайкина, а он просто живёт ещё теми, советскими идеалами, для него то советское прошлое для него совершеннейший идеал. Но то прошлое безвозвратно ушло и не прошлым надо жить, а настоящим и с надежной и верой смотреть в будущее. Вообще, такая совковость характерна для вот таких, как ваша национальная республика, когда вы закрыты для остального российского общества своим непонятным языком. И эта совковость живёт только внутри вашего этноса, благодаря бывшим партийным вашим руководителям, которые до сих пор вами командуют. Эту тему надо бы поднять и широко обсудить по телеканалу "Культура".

      Удалить
    19. Здесь про одного газетчик, бывшего инструктора комсомола говори, а он же ещё сексуальный маньяк, многие женщины это могут подтвердить, у него есть такая мерзкая привычка трогать рукой женщин между ног / ты что, проверяешь, у неё гигеническая прокладка, что0ли?/...Многие женщины в районе говорили про это...Я тогже пподвернулась ему один раз. Промолчала, скандал поднимать и другие так же, вот он и наглеет.Мразь!.. А сам про себя всё хвастается ходит...что чемпион по бегу. Так приличные люди не поступают...Надо быть чемпионом по порядочности,ане по щупанью женских промежностей.Маньяк!

      Удалить
    20. Иван Иваныч Тарьянов не совсем грамматически правильно назвал себя Иваном Горным. Скорее надо было- Иван Нагорный. Но ему наверное очень нравилось имя царя Ивана Грозного, да и созвучие здесь вроде есть. Но это -две большие разницы. Горный- это может быть горный мастер, горный инженер, горный козёл,горный ручей. НО ИВАН ГОРНЫЙ??? А что касается Матюковского, то товарищ Геннадий Матюков этот псевдоним взял потому что это звучит как композитор Матусовский или поэт Маяковский, то есть в отражении этих имён он тоже стал как бы таким же великим. Но один великий человек так сказал: НЕ СЕБЯ НАДО ЛЮБИТЬ В ИСКУССТВЕ, А ИСКУССТВО В СЕБЕ. Так что, если ты на лбу напишешь Я УМНЫЙ, то от этого у тебя УМа наверное не прибавится.

      Удалить
    21. Геннадий Матюков Кыльыкал марын ӹрвезӹ, ӹшкӹмжӹм Матюковский манын, тидӹ еврей-поляк фамили гань ӹнде шакта, марынвлӓм 30-шы ивлӓштӹ когон шамде лӱдӹктенӹт ылын, суеныт, лӱлӹнӹт, дӓ лагерьвлӓэш пуштыныт, цензурыжы-мажы...Вара марынвлӓ ӹшкӹмыштӹм марлаат келесӓш шеклӓненӹт, тевеш Матюковский дӓ Горныйвлӓэт таки лӓктӹнӹт. Хотя марлаок Мату Генай, Тарьян Иван ӹшкӹмыштӹм манаш лиэш. ылын.

      Удалить
    22. Мары культуры деятельвлӓ, писательвлӓ со тошты, эртӹшӹ гишӓн веле сирӓт, парти, комсомол, сӹнгымӓш кечӹ, колхозвлӓ гишӓн. Но окня вашт малын ак анжалеп? Тидывлӓжӹ тагынамок эртенӹтӹш, СССР-ат уж 27 и уке лин.Кӹзӹтшӹ ӹлӹмӓш куштылгы агыл,а молнамжы куштылгы ылын ма, тожы вет куштылгы ылде. Лявӹрӓ лошты кушкынна, пиш шукы нелӹ-ясым тырхеннӓ. Сирӓш келеш кӹзӹтшӹ веремӓм ланзылен дӓ тӹшлен, тетявлӓм-ыныкавлӓм тымден, анзыкылаш ӹлӹмӓшӹм лӱддеок нӹнӹн кидӹш ӹнянен пуаш. Шукыжымок мӓлӓннӓ шайыкы агыл, анзыкы анжымыла!

      Удалить
    23. Национальной литературе и пишущим, особенно молодым поэтам-писателям надо уделять больше внимания, чем сейчас уделяется властями. Сейчас ведь вообще никаких материальных стимулов нету, даже гонорары не платят. Вот здесь говорите про Матюковского и Горного, а они знаете какими пользовались льготами: они по бесплатным путёвкам ездили отдыхать даже в Пицунду, получали оклады и гонорары приличные. Сейчас такого вообще нет. Всё на энтузиазме! И вы хотите, чтобы национальная литература развивалась? Если так будет продолжаться, то она вообще скоро умрёт.

      Удалить
    24. Действительно, раньше и за публикацию в газетах платили гонорары и за книги получали прилично. У меня один знакомый поэт в начале 90-х выпустил книгу, так он получил на сегодняшние деньги гонорар где-то на 40 тысяч рублей. Купили они на эти деньги стиральную машину, ковёр, съездили куда-то да ещё на своём балконе поставили раму и остеклили.Да и деньги тогда были дороже.

      Удалить
    25. В 1980 году я издала книгу стихов и за это получили гонорар аж 1000 рублей,это тогда были большие деньги. Так что, даже съездила по туристической путёвке в Чехословакию.

      Удалить
    26. А тӓ со совет властьым вырседӓ.

      Удалить
    27. Тут одна женщина написала про сексуального маньяка, да это правда, ещё когда он работал в 70-е годы инструктором райкома комсомола, у него уже была эта привычка, он выдавал дечёнкам характеристики для поступления в ВУЗы и уже трогал всех за лобки, они конечно кривили губы, но молчали в тряпочку. А этот Ипполит видимо получал удовольствие...Как он стал народным писателем? Написал лизоблюдный рассказ о матери васютина...ну тот и присвоил ему это звание...Хотя ничего интересного вообще за всю свою жизнь этот ПИСАКА не написал, спросите любого читателя...

      Удалить
    28. Намысыр... И-эх-эх-эх,эче вет техень эдемвлӓ газет редакциштӹ молы ровотаят. Т-фу-у! Америкӹщтӹ техень шошы кидӓн Эпштейн дон ма ӹштенӹт? То-ты!

      Удалить
    29. Ерунда. Читайте в интернете про депутата Госдумы от ЛДПР Леонида Слуцкого, который тоже занимался этим делом в отношении журналисток и др. женщин. Депутат Госдумы! А вы пишете про какого-то....Ерунда. И вообще, на этой странице обсуждается творчество другого человека.

      Удалить
    30. Эпштейн агыл, а Харви Ванштейн, хотя Эпштейным тожы тюрьмашты пуштыныт.

      Удалить
  4. У Игнатьева тоже были чёрные завистники, причём из своего же окружения, ведь никто из НКВД-шников не понимал по-марийски, они были все из русскоговорящих, тем более они не могли прочитать целый роман "Савик" и сделать какие-то критические выводы. Игнатьева продали его же "друзья", сообщив об этом органам анонимно. Вот и всё. А в результате Игнатьев судом был осуждён на 10 лет трудовых лагерей за дискредитацию звания большевика.И в итоге он там не выжил и обратно не вернулся.Вот что делает зависть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Теве, Ондрин Валька кыце сирӓ:

      "...Веремӓ,веремӓ- махань тӹньӹ ылат:
      Йонгата, шӹремӓн йыд-кечӹ ӹфӹлет.
      Кӱкшикӓ,каремӓн-ялгорным кӹлдӹлӓт.
      То лыман,сиремӓн- цӹревлӓм ӹштӹлӓт.

      Кымдыкетӹн ирӹк-анжалтышлан йӹрӓш:
      Мӓ лӓктӹнӓ ирок аярешет ӹрӓш.
      Мӓ лӓктӹна ирок ӹштӹметӹн тырыш...
      Цевер кечӹ лиок ӹлӹмӹнӓ тӹреш.
      .............
      Но ылын игечӹ- уталген кен тырхы!
      Техень ылын кечӹ-сӹнзавӹдет пӹрхӓ.
      Кынам йыд покшецӹн кого ойхы тӹрген,
      Кынам вуй вӹлецӹн пӧртемвлӓм пӹтӹрен.

      Ороды-ышанвлӓ мӓ лоштына каштыт?
      Кӱн вӓл ӹмӹлкӓвлӓ ти йыд веремӓшты?
      Якшар вӹр кишӓвлӓм веремӓ, тӹнь ӓштӹ:
      Шолявлӓ ӹзӓвлам шит НКВД-шты!..."

      Удалить
    2. ондрин валька14 августа 2018 г. в 10:04

      Тау, Настя, "Веремӓ, веремӓ" лыдышем ти вӓрыштӹ ӓшындӓрен пуэнӓт, но мӹньжӹ ти лыдышем вес размер дон сиренӓмӹш:
      Веремӓ,веремӓ-
      Махань тӹньӹ ылат:
      Йонгата-шӹремӓн
      Йыд-кечӹ ӹфӹлет. ... дӓ пакылаат.
      Вот техень размер доно.

      Удалить
    3. нижегородский24 августа 2018 г. в 07:45

      Гос-спо-ди-и!... Что у вас у горных марийцев творилось и творится? Неужели не было и нет нормального руководства культурой (ллитературой)? Неужели до сих пор ещё у вас руководят с обкома КПСС?

      Удалить
    4. Руководство всё больше занимается музеями, костюмами, вышивкой, гуслями,танцами под баян и певцами. Им и вручаются в большинстве случаев награды и звания. А литераторы не в почёте. Может быть просто они не знают и не понимают ценности марийского языка?

      Удалить
    5. Ондрин Валька лӹмӹм мыскылат,техень эдемвлӓ ышанок ылыт? Валька- пиш вииӓн лӹм. Теве, Валга(Волга) кого вӹдӓн вӹд йогы, тишецок автор махань силам нӓлеш. Валка - город в Латвии, административный центр Валкского края, вплотную примыкает к эстонскому городу Валга. Кроме того, имя Ондрин Валька созвучно с именем великого французского писателя Оноре Бальзак. Что ещё надо? Наверное, Валентин Афанасьев не дурак, что взял такой литературный псевдоним. Да и псевдоним ли это? Это же просто его марийское имя и в детстве его все так звали.Подумайте друзья, прежде чем смеяться над таким именем. Кто обзывается, сам так называется. Кто сказал?

      Удалить
    6. Ондрин Валька лӹмӹм мыскылат,техень эдемвлӓ ышанок ылыт? Валька- пиш вииӓн лӹм. Теве, Валга(Волга) кого вӹдӓн вӹд йогы, тишецок автор махань силам нӓлеш. Валка - город в Латвии, административный центр Валкского края, вплотную примыкает к эстонскому городу Валга. Кроме того, имя Ондрин Валька созвучно с именем великого французского писателя Оноре Бальзак. Что ещё надо? Наверное, Валентин Афанасьев не дурак, что взял такой литературный псевдоним. Да и псевдоним ли это? Это же просто его марийское имя и в детстве его все так звали.Подумайте друзья, прежде чем смеяться над таким именем. Кто обзывается, сам так называется. Кто сказал?

      Удалить
  5. Теве Валентин Андреевич тенге сирӓ:

    МАМ КОЛАМ, МАМ ЦАКЛЕМ

    Мам колам,
    Мам цаклем?
    Мам моам,
    Мам яднем?
    Тенгечӹ-тагачы:
    Тӓ мӱӓн,тӓ качы...
    Тӓ шимӹ,
    Тӓ соты...
    Тӓ мимӹ,
    Тӓ кодмы...
    Тӓ тама со ярла,
    Шӓлӓнӓ дӓ шӓрлӓ,
    Кыцелӓ сӹнзӓштет,
    Кыце ӹмӹлкӓштет:
    Анжалам-
    Сартала;
    Анжалам-
    Алтала.

    Нимат тидӹн гӹц пасна сирӓш уже ак кел.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "...Поэтӹн цымыр творчествыжым анжалаш гӹнь, тӹдӹ ӹлымашӹн шукы йиш лин кердмӹжӹ гишӓн шаныкала. Шӹренок произведенивлӓштӹжӹ малын, кыце лиӓш, ядмашвлӓм шӹндӓ. Теве "Мӹньжӹ малын шачынам?" лыдышыжым шӓргӓлӹнӓ. Ик шотшы доно, тӹдӹ Сергей Чавайнын 1910 ин сирӹмӹ "Молан мые шочынам?.." лыдышыжым ӓшӹндӓрӹктӓ. Нӹнӹм тангӓштӓрӓш гӹнь, теве мам пӓлемдӹмӹлӓ:Сергей Чавайн пӹцкемӹш гӹц сотыш лӓкмӹ гишӓн, пӹлгомышты чонгештӹлшӹ ирӹкӓн кучкыж гишӓн шайыштеш, Валентин Афанасьев тӧрсӹрӹм тӧрлӓш цаца дӓ тӧрӹм кӹчӓлеш.Техень темым руш кого поэт Александр Пушкинӓт "Узник" лыдышыштыжы тӓрвӓтен.
      Ӹшке чиӓвлӓм погенӓм,
      Тӧрлӓш цацен тӧрсӹрӹм,
      Со кӹчӓлӹн Тӧр Сирӹм.
      ...Кышты тӹдӹ - улы ма?
      (В.Афанасьев)
      Вуем уло, куатем,
      Йуд пычкемышыш поктем;
      Тулем улы, ситарем,
      Волгыдыжым мый кондем.
      (С.Чавайн)
      Мы вольные птицы, пора, брат, пора!
      Туда, где за тучей белеет гора,
      Туда, где синеют морские края,
      Туда, где гуляем лишь ветер... да я!
      (А.Пушкин)
      С.Чавайн дон А.Пушкин ирӹк гишӓн шанат гӹнь, кырык мары халыкын эргӹжӹ риторический ядмашым шӹнден кода, вет каждый эдемӹн шке тӧржӹ улы."

      Надежда Федосеева,
      филологи наука кандидат

      Удалить
    2. Ондрин Валька - тидӹ лач тӧрӹм яратышы, молнамшы партийныйныйвлӓлӓн дӓ кӹзытшӹ чиновниквлӓлӓнӓт ярал лиӓш цацышы агыл, мары поэт, кыдылан нӹнӹ дорц нимахань награды ак кел, тӹдӹ лач ӹшке шӱмжӹ гӹц лӓкшӹ шамаквлӓм веле попа. Сирӹмӹжӹ пиш пуры шӱлӹшӓн, ӹшке туан мары халыкшым тӹдӹ шӱм вашт ярата дӓ лыдыш корнывлажӹ яжошкы веле ажед шалгат. Мӹнь ти поэтӹм пиш мактем, вет тӹдӹн творчествыжы мӹньӹн кымылемӓт лӱктӓ. А мары поэтвлӓ лошты ӹшкежӹ мӹнь Ондрин Валькалан пӹтариш вӓрӹм пуэм.

      Удалить
  6. Валентин пиш ышан дӓ келгӹ образвлӓ доно сирӓ, шукы вӓрежок философи шаман сӓралтӹшвлӓ доно ӹшке лыдыш корнывлӓжӹм тӹрлӓ, но тенге гӹнят,лыдаш воксеок кӓньысӹр агыл, шукы эдем гӹцӹн колынам, сирӹмӹжӹм лыдаш пиш куштылгы.Мӹлӓнемат, шыжаржы семӹнь, кок ӓрня анзыц тевеш ти лӓкшӹ книгӓжӹм кычыктен пуш. Ит ойхыры маньым, Валька, тӹньӹн сирӹмет классикы лиэш, а ӓклымӹ шотышты техень ышан произведенивлӓм лач иктӓ 5-10 процент эдем веле ӓклӓт,соок тенге ылын, молыжы цилӓжок акат ынгылеп, ӓнят.Кыдыжы вет литературышты ӹшкӹмыштӹм веле яратат. Не себя надо любить в литературе, а литературу в себе, манытыш. Так что,молодец, Валька, цилӓн когоэшненӓ!
    Диана, гор. Бор, Нижегор.обл.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Один представитель народа МЕРЯ (сейчас же идёт осознание своей идентичности и принадлежности к древним традициям) назвал себя ТЕРК УПШ(голова, головной убор), это оказывается очень почитаемый и уважаемый у них титул. По-горномарийски это будет тӹрӹк вуй. Оказывается горные мари были очень близки к народу меря и эти слова совсем не ругательные , а это было обращение к уважаемому человеку. Так почему же мы сейчас очень стесняемся своих исконно марийских имён. ОНДРИН ВАЛЬКА молодец!

      Удалить
    2. Мыскыледӓ ӓль кыце тидӹм ынгылаш?

      Удалить
    3. Мыскылат-мыскылат...Марынвлӓок вет мыскылат. Ик пӓлӹмӹ рвезӹ руш ӹдӹрӹм нӓлӹн, вара лӹмжӹмӓт вашталтен, Анани гӹц- Георгий-Жора лин шӹнзӹн, хала ӧлицӓштӹ коктын вӓтыжӹ дон кемышты годым тӹньӹм ужеш гӹнь, вуйжым ӧрдӹжӹш веле онгыралеш, а если эртен кеӓш ак лиок гӹнь, то тӹнь донет рушла веле попалта дӓ йӹлерӓк тӹнь дорцет шӹлӓш талаша. Ма тидӹ? Шукым, техеньӹвлӓм пӓлем. Нинӹ патриотвлӓ агылеп.Вара эче мыскылат! А вет марынвлӓ икӓна-иктӹштӹм шке семӹнь лӹмдӓт: Семен Михала, Опак Иван, Санзал Хӧдӧр, Коршок Лексе да тӹлец молат. Малын ти лӹмвлӓжӹ гӹц шекланӹмӹлӓ? Оноре Бальзак, например. Пиш худа лӹм, Ондрин Валька? Ох-ох-ох, кышкевекн якте шона?

      Удалить
    4. Уже шонна! Пакыла - УРЕМ!!!

      Удалить
    5. Уремжы- тиды та семыньда, улица? Ну, значит, пакыла кымда дӓ йонгы проспект!

      Удалить
  7. Тиште чиновник-влак дене поэт-влакым сравниватлаш огеш кел. Чиновник-шамыч эре МЫЙ КӦ УЛАМ! манын толашат. Нуны кузе кӱш кузат? Йенгӹм тошкат ,пӹзӹрӓт, эртӓт- эре первый лиӓш точат. Сила есть ума не надо. А уш изиш ок ситырак.Но зато ушанрак шамычым гнобят. Властьыш кузен шогалыт, а вара теве за взятку, за превышение тюрьмаш логалыт.А экономикым виангдаш толкы уке. Чыла Российышты тугай положени кызыт. Кузе гала маныт:В одну упряжку впряч не можно коня и трепетную лань.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кто умён, а кто дурак: один за книгу, а другой за кулак.

      Удалить
  8. За кулак и за денежный тӓпнак!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кто такие? Почему себя не называете?

      Удалить
    2. КУРЫК МАРИ, КУРЫК МАРИ. ОСОБЕННЫЕ МАРИ. НЕ ПОЙМЕШЬ- МАРИ АЛЕ НЕ МАРИ. ПОЛУ РУШ, ПОЛУ СУАС, ПОЛУ МАРИ.

      Удалить
    3. КУРЫК МАРИ, КУРЫК МАРИ. ОСОБЕННЫЕ МАРИ. НЕ ПОЙМЕШЬ- МАРИ АЛЕ НЕ МАРИ. ПОЛУ РУШ, ПОЛУ СУАС, ПОЛУ МАРИ.

      Удалить
    4. Кырык марывлӓлӓн кырык мары йӹлмӹм агыл. а МАРЫ ЙӹЛМӹМ яжон тыменьмӹлӓ. Кырык марй йӹлмӹ- тидӹ пеле-руш пеле-мары йӹлмӹ, пырыда икта-махань кырыкмары район школыш, кыце учительвлӓ марла попат, ӧрӓт. Марлажат ак мыштеп. Ик шамак марын, весӹ рушын. А вет тиде учительвлӓ. Ныны тетявлӓм тымдат!

      Удалить
    5. Мам попедӓ? Кыце марла ак мыштеп? А ти книгӓжӹм кыце, махань йӹлмӹ доно сирӹмӹ?Ти темышты ада ыл гыньӹ- идӓт кӓрӹ!Мане, кырык марынвлӓ тожы марынвлӓок ылыт, тидӹн доно иктӓт ак споры, но алык марынвлӓ дорц нӹнӹ иктӓ 400 и перви карангыныт дӓ вара пасна ӹленӹт. Ти жеп лошты йӹлмӹнӓ пӱлӓ вашталтын.Ондрин Валькажат ӹшкӹмжӹм марла лӹмденӹш, тидӹн доно тӹдӹ мары халыкын тоштыжым дӓ ужым ушаш цацен, нӹнӹ лошты йонгы вар ӹнжӹ ли, кӹл лижӹ манын сӓй.

      Удалить
    6. Айда эче пасна кожла мары йӹлмым тумаен лыктына, вара вӹтлӓ мары йылмӹм, вара пасна кокша мары йӹлмым дӓ пакылаат. МарНИИшты эче шукы кандидат улы сӓй, нӹнӓт докторвлӓ вет линешты.

      Удалить
    7. Время покажет...

      Удалить
    8. кырык мары эдем25 августа 2019 г. в 02:14

      Идӓ ородыланы.Кырык мары йӹлмӹн ӹшке статусшы улы, тӹдӹ ышке сӹнан ылеш. А вот йӹлмӹм перегӹмӹ дӓ виӓнгдӹмы шотышты тишты тӧр сирӓт. Тидӹм культуры, образовани министерствы пӓшазӹвлӓ гӹцӓт пыт тергӹмлӓ.

      Удалить
    9. Лыдам-лыдам тиштӹ сирӹмывлӓм, пиш ӧрӓм, кыце марынвлӓ ӹшке марын ылмышты дорц мӹндӹрк карангыныт. Лӹмвлӓ гишӓн попем.Никон Игнатьев "Тошты кола" повестьыштӹжӹ эдемвлӓм тенге лӹмдӓ: Семен Карп, Михалан Михала, Крилан Миколай, Ондрин Осип, Микитӓн Тимок дӓ молат. А Никандр Ильяков "Эдемвлӓ дӓ ивлӓ" романыштыжы": Сазан Опанас,Тьопас Феофил, Салдерек Семен, Ӓпшӓт Ондри,Терин Яко, Михивыр Тимохе, Опанас Васли дӓ вес лӹмвлӓмӓт кычылтеш.Тиштӹ мам цаклымыла, марын лӹмвлӓ анзылны соок ӓтян лӹм шӹндӓлтеш, а вара вере ӹшке лӹм. А кӹзӹт тамалӹн-ӓнят тенге лӹмдӹмым мыскылат. Ӹне мӓжӹ марынвлӓок ылына ӓль уже ана ыл? Теве Гарсиа Лорка,Поль Верлен,Мария Рильке дӓ вес техень лӹмвлӓмат малын ак мыскылеп, а кырык-мары Ондрин Валькам мыскылат?

      Удалить
    10. Эх-хе-хе,кӹзӹтӓт ада ынгылы,мары ылмынажым ӹдрамашвлӓ вет техень шалахайыш колтенӹт, нӹнӹ со *мимикрируят,вет нӹнӹн кидӹштӹ кӹзӹт цилӓ мары образовани дӓ культура. А вот кышты пӱэргӹвланӓжӹ ылыт, тидӹм пиш ясы ынгылаш. Нӹнӹланжӹ ти сферӹшты укеӓт ылыт тама доко?
      *мимикрия- приспособление и изменение под окружающую среду.

      Удалить
    11. При чём тут эдрамашвла? Уже тугай обстановка среди марийцев лин, что уже наполовину чыла йомын. Ондрин Валька маныда...да тудо как лакмусовая бумажка, все ведь сидели на уроках химии, знаете, что это такое.И вот назвав себя честно по-марийски, он встретил полное непонимание среди своих же марийцев, то есть сами же же марийцы уже не признают своих же имён. Это говорит о полной переориентации курса на обрусение народности. И руководство культуры этому не препятствует, а наоборот приветствует. Вот такие сейчас времена. В России все народности должны говорить на одном русском языке, это генеральнаЯ линия Кремля.

      Удалить
    12. Пожалуйста, не пишите, когда вы не трезвы!

      Удалить
    13. Этот комментарий был удален администратором блога.

      Удалить
    14. Этот комментарий был удален администратором блога.

      Удалить
    15. Мариец марийца сейчас внутри себя сам уничтожает. Не надо никаких врагов. Сами в своём исчезновении виноваты. Добровольно сами отворачиваетесь от своего лица.В пользу обрусения.Оглянитесь вокруг себя. Ваши женщины-марийки со своими детьми на каком языке разговаривают? А ведь женщины-матери в первую очередь с грудными молоком должны научить своих чад разговаривать и привить любовь к родному языку. А сейчас как учат: Ой, мой маленький! Ой,мой пупсик! Ни одного слова по-марийски!И чего мы после этого хотим? Чего ждём? Через одно поколение язык исчезнет.Останутся мелкие крапинки, как экзотический элемент в национальной культуре. Вот вам и мимикрия!

      Удалить
    16. Как же я с вами согласна!ЯЗЫК ТЕРЯЕМ МЫ САМИ.И никто в этом не виноват кроме нас-марийцев. Если с рождения ребенок не будет слышать марийскую речь, не будет читать, писать на родном языке, петь песни и танцевать, то все потеряно. Человек должен думать на родном языке, уметь выражать свои мысли, только тогда будет жив язык.

      Удалить
    17. прпавдолюбец10 июля 2020 г. в 05:51

      Ангелина, с вашими доводами конечно согласиться можно... с натяжкой. Но, к сожалению, у нас в республике созданы такие условия, что сильно-то не разбежишься. Уже 25 лет республикой правят чужаки, которым национальный родной язык по-барабану. Они даже не вникают в эту проблему, для них это всё просто не актуально и не понятно. Конечно, для отвода глаз, ответственным по национальной политике поставлено лицо титульной национальности, который до этого пересидел уже 4 срока с прежними руководителями, но похоже интересы народа для него не очень уж и важны, во всяком случае никаких подвижек в лучшую сторону для сохранения и развития родного языка за всё время его работы не видно, а видно только падение и исчезновение языка. Может быть выполнять именно эту задачу он и поставлен пришлыми чужаками?

      Удалить
    18. Одно поколение уже потеряно... Ещё одно - и язык полностью исчезнет...

      Удалить
  9. Марийскую надо разделить: часть отдать в Нижегородскую область, часть- присоединить к Кировской области, а часть отдать Татарстану. Марийцы слабые,сами себя не уважают, если всё время прогибаются под кого-то, это будет справедливо. Изменить все названия населённых пунктов русскими названиями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый РУ, вы ерунду написали. в 2020 году будет 100 лет, как образовали марийское государственное образование- МАО. Хоть такие деятели как Жириновский и говорят об упразднении всех областей и республик в России и сделать вместо них штаты, как в Америке(США), наша марийская республика за эти 100 лет очень сильно преобразилась в лучшую сторону и марийцы со своей культурой органично вошли в общероссийское общество. Что касается национальных языков, то никто их не притесняет и им даны все возможности для сохранения и развития.

      Удалить
    2. Уважаемый РУ, а Горномарийский район надо отдать Чувашии, будет больше толку.

      Удалить
    3. Отдавайте-разделяйте-продавайте себя и свою родину, раз вы такие бестолковые и безголовые!

      Удалить
    4. Нация вырождается!

      Удалить
    5. Сам ты -ВЫРОЖДАЕШЬСЯ!

      Удалить
    6. Кырык мары школвлӓштӹжӹ кырык мары писательвлӓн пашӓвлӓштӹ семӹнь малын учениквлӓм ак тымдем? Алык-мары Алексеевын пӓшӓжӹм веле тымдат. Значит, Образовани министерствышты тенге планируен шалгат, ик гӓнӓ школышты ядынамат, мары йӹлмӹм тымдышы учительвлӓ: - Мӓ нимат ӹштен ана керд, маныт. Тымдымы планвлӓм кӱшӹцӹн пуат.Образовани министерствыштыжы ӹнде ик кырыкмары эдемӓт уке виднӹ.

      Удалить
    7. тӧрӹм попышы15 мая 2020 г. в 05:36

      Кол вуй гӹцӹн шӱэш манытыш. Кыце кӱшны кырык марын уке? Улыш!Но тӹдӹ ӹшкӹмжӹм марынешӓт ак шотлы тама доко. Ӹдӹрӓмӓшвлӓ маныда, но кыды пӱэргӹжок ӹдӹрӓмӓш ылеш.Мӹнь вӓтӹлӹкеш рушмарьявлӓм нӓлмӹ шотышты нимат ам ман, но если нӹнӹ анзылны марыжы марлаат попаш лӱдеш гӹнь, тӹдӹ мары пӱэргӹ агыл векӓт.Йӓллӓнӓт техень примерӹм анжыкта? А вет тӹдӹ вӓтӹжӹ дон марла попышашлык дӓ тетявлӓжӓт марынвлӓ лишӓшлык ылыт, вот тӹнӓм лачокат марынвлӓм вуйлатышы лиэш ыльы.

      Удалить
    8. тӧр колыштшы20 мая 2020 г. в 09:15

      Тьотям иктӓ-махань техень уты кайышым ужмыкыжы, тенге попа ыльы: ЭРТЕН КЕНӸТ! Кок мары шамак, а кыце тӧр келесӹмӹ! Мӓ доннаат кыды-тидӹ вуйлатышы марын ылмыжым эртен кен векӓт.

      Удалить
    9. Близнецы- по природе очень двойственные, вместо одного они имеют два лица, они тут же могут перевернуться на 180 градусов, выгодно для себя переменить своё мнение. Очень хорошо приспосабливаются во властных структурах. Встречаются среди них и предатели.

      Удалить
    10. Близнецы - очень хорошие актёры!

      Удалить
    11. николай-коля3 июня 2020 г. в 10:24

      Яраш, мам утым раведӹдӓ... близнецӹ-кузнецы... Йӹгӹрвлӓ -тӹгӹрвлӓ, марла гӹнь. Мане-йӓ, йӹгӹрвлӓ пиш мадын кердӹт, йӹле цӹрештӹм вашталтат дӓ тӹньӹмӓт выжален колтат йӹле.Но иктӹм ынгылаш келеш - кого вуйлатышеш, халыкын вуеш техеньвлӓм шагалташ ак кел, нӹнӹ вет со йӓллӓн веле ярал лиӓш цацат, кӱ нӹнӹ гӹц эче когорак, кӱ силанрак, нӹнӹ лӹвӓк вазыт, седӹндон халыкшат вара со пӹзӹрньӹкешок кодеш.Когорак кӱшнӹшӹ вуйлатышывлӓ нӹнӹ семӹнь ылшывлӓм пиш яратат.Вуйлатышеш патыр мары келеш, йӹгӹрвлӓ(близнецы) агыл, а телец или стрелец! Вот нинӹ иктӹн лӹвӓкӓт ак вазеп.Тагынамшен келеш!

      Удалить
    12. Подхалимы и лизоблюды живут при любом строе хорошо. Их любят власть предержащие, но вот какая странность - когда они умирают, они никому становятся не нужны и их к никто не вспомнит. Наоборот, самостоятельных и строптивых людей власти не любят, их при жизни всячески бьют и ломают, но после смерти эти люди обязательно становятся известными, их все начинают почитать и возвеличивать. ЮРИЙ ВЛАСОВ.

      Удалить
    13. Они сегодняшнитм днём живут. Я знаю одного такого, его кредо: ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. Например,такие люди во время войны переходили на сторону врага, чтобы спасти свою жизнь и пользоваться благами взамен за свою лояльность. Именно много таких(вспомним Леонида Маркелова) коррупционеров и находятся сейчас у власти в россии. Хотя их через одного путин и вылавливает, но видимо надо каждого переворачивать с ног на голову. А вы чего-то ещё от них ждёте...Ха-ха!...

      Удалить
    14. Откуда они появляются эти лизоблюды и подхалимы? Их же наверное под себя находят действующие во власти руководители и они могут существовать только в таком тандеме. А если бы эти близнецы-флюгера выставили свои кандидатуры на выборах, то они бы одного процента голосов бы не собрали, потому что умеют только без мыла в одно место влезать...Но сейчас к сожалению они чем-то даже руководят и очень прискорбно, что это сфера культуры.

      Удалить
    15. Хочу выразить своё замечание, что эти последние комментарии совсем не относятся к моему стихотворению, скорее это какие-то около-политические дрязги каких-то около-литературных людей. Я к ним не отношусь. Здесь я выступаю просто как поэт, выразивший своё видение на круговерть нашей жизни. Вот и всё. Дальше (в тёмный лес) меня вовлекать не надо.

      Удалить
    16. Разговаривал недавно с Валентином Афанасьевым. Правильно, автор этого стихотворения ЯРЛА ЧИА, ВАШТАЛТ МИА никакого отношения к написанным комментариям не имеет, хотя может быть с некоторыми из них и согласен.Валентина знаю давно,он больше озабочен своим творчеством и думает об очередной детской книжке.

      Удалить
  10. Тидӹ кӱн лыдыш?
    ......
    Ӹлӓш, ӹлӓш —
    Ак кел кӹлмӓш
    Малын йӱӓш,
    Вара шӱӓш?
    Улы Сӹлнӹ,
    Земля вӹлнӹ:
    Тидӹ — йӓнгем,
    Эче тӓнгем.
    Ыжар шӹргӹ...
    Мыра шӹжвӹк.
    Йӹрӓ кечӹ,
    Куги печкӓ.
    Олма кушкеш
    Яжо укшеш.
    Улы вӓтем —
    Токы вӓшкем.
    Тетя выча,
    Кидем кыча.
    Ылаш, ӹлӓш!
    Имни вӹлӓш,
    Улы ожы,
    Качкеш шожым.
    Цама шачын,
    Сӹнзӓм пачын.
    Ылаш, ӹлӓш!
    Ак кел шӹлӓш...
    Мыгилӓштӹ
    Ат мо цӓшӹм!
    Ылаш, ӹлӓш —
    Ак кел кӹлмӓш!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тиде Ондрин Валькан агыл, кӱн вӓл?

      Удалить
  11. Поэзи шакта... Яжо лыдыш... Кӱ вара авторжы ӹне?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лин кердеш, тидӹм Курин Влад( Владислав Самойлов) сирен, но мӹнь вара кӹчӓлӹм книгӓвлӓштӹжӹ - шӹм мо. Ӓнят, Ипполит Лобановын?

      Удалить
    2. Ти Ипполитшӹм моло малын тиштӹ сирӓт вӓл, анжалмат ак шо. Шӹмлу и якте шон, а ӱратшӹ уке. Могила только исправит.

      Удалить
    3. Знаете, что с такими ипполитами зеки на зоне будут делать? И ложка у него будет дырявая и около параши он будет спать.

      Удалить
    4. Цӹвӹ фабрика25 мая 2021 г. в 03:20

      Ипполит Иваныч агыл, тӹдӹжӹм Пындаш Иваныч манытыш.

      Удалить
    5. Цӓрнӹдӓ, сытонавлӓ!

      Удалить
    6. Прочитал тут стихотворение нашего талантливого земляка Валентина Афанасьева. Молодец, хорошо написал. "Ярла чиӓ, вашталт миӓ" - это движение жизни. "Движение жизни"- так и надо было озаглавить. Скажу, что горно-марийские поэты до сих пор так ещё не писали. А вот не все тут комментарии мне понравились. Зачем портить общее впечатление своё мазнёй, зачем вообще тут пишете о людях и вещах, не касающихся творчества этого автора? Видимо, культуры не хватает.

      Удалить