среда, 31 июля 2024 г.

1968. КЛИМ ГАВРЮШКИН. ЙОШКАР-ОЛА.

Пал Генай, Йынгы-Кушыргы

Фотом тищец нӓлмӹ: https://vk.com/id163255545?z=photo38290636_457245432%2F70ef57913b38a2658d



Сегодня увидел своего друга Клима Гаврюшкина из далёких 60-х на фото, выложенном Алёной Кудрявцевой (крайний справа в заднем ряду). Сразу вспомнились те дни, когда мы оба всё теряли и теряли себя в той, как нам казалось, унылой жизни, и были преисполнены надежд найти себя уже в другой, насыщенной увлекательными приключениями...

Мне верилось, что нам это удалось. Своим-то путём я уж точно доволен.

Но мы потеряли друг друга, и до сего дня я ничего о Климе не знал.

А сегодня Алёна сообщила, что его уж нет среди нас давно...

Уж многих нет из сверстников моих...

Кажется что ли мне, что я грущу, и ищу да ищу что-то неясное в ушедшей жизни. Чего-то не хватает в нынешней сытой жизни... Могу ли я убедить себя, что пытаюсь ухватить признаки/призраки молодости и вытянуть Клима за модный галстук из старой фотографии. А значит, и самого себя поместить рядом с ним?

***

Вот - вытянул/поместил, читайте...

(глава 2 из моей книги "Сам себе пишу я эти письма...". Быль.
1968 год.

...Вернувшись с академического отпуска я уныло тащился на втором курсе, теперь уже ненавистного, мехфака ПЛТИ, и вел себя словно кролик перед удавом, понимая, что надвигающуюся зимнюю сессию, завалю, как пить дать, с оглушительным позором...

Чтобы не думать о грядущей катастрофе я пристрастился гулять по книжным магазинам, рыться в новинках и читать понравившиеся книги до самого закрытия, а коль не успевал, то особо интересные покупал и дочитывал уже на съёмной квартире вместо того, чтобы заняться
домашними и курсовыми работами. Постепенно я определился с выбором авторов и литературных направлений, так что даже продавщицы знали что меня может заинтересовать. «Я припрятала для вас «Охотничьи просторы», а то их разбирают быстро...» - с улыбкой сообщала сухонькая девушка за прилавком и вытаскивала альманах, который я тут же покупал без раздумий. Благо, что книги в те годы стоили дёшево...

Словно на мою личную потребность, в «оттепельные» шестидесятые зародилось немало авторов, условно говоря, бродяжнического жанра. Главным образом, это были геологи, охотники, биологи и прочие таёжные и тундровые романтики. И они накрепко подсадили меня
на свой литературный наркотик...
***

Не помню по какой причине, но из общежития мне пришлось уйти, и приютился я той осенью у бабки Ванюшкиной (фамилия изменена), в узеньком коридорчике напротив туалета...

«Зато платить будешь вдвое меньше!» - так, по-командирски, развеяла бабка мои сомнения и я остался. Был вполне доволен, убедив себя, что это ненадолго, и каждой ночью легко окукливался в сладких мечтах на продавленной хозяйской раскладушке...
***

Пятиэтажный бабкин «сталинский» дом располагался на улице Пушкина в самом центре Йошкар-Олы. На углу того же дома была «Булочная» - сдобные булочки с изюмом по 9 копеек, батоны по 13 копеек, молоко, кефир, снежок... Я покупал всё это почти каждый день, кажется по 30-45 копеек за бутылку... точно не помню...

В пяти минутах пешком – республиканский театр с кафе «Театральное» (?) с тыльной стороны здания. Промасленые блины с чаем брал я на завтрак, а в обед пол-порции солянки сборной и шницель с макаронами. Плюс три-четыре куска хлеба - когда он стал по копейке за
один. А раньше хлеб в столовках и кафе был вообще бесплатный...

Хлеба я ел побольше, как наверное, и все советские студенты...

Старый кинотеатр "Рекорд" прятался в кустах сирени сразу через переулок. Здесь я смотрел кино за 20 копеек вечером, а днем, кажется, за 10...

Напротив дома был рыбный магазин «Океан», в котором всегда стояли в очереди за рыбой путассу (наверное за другими рыбами тоже...) задумчивые покупатели с авоськами в руках. Я в этот магазин почти даже не заходил, но хорошо помню по запаху...
***

Дружил я тогда с Климом – моим горномарийским ровесником из приволжской деревни Емангаши. Он учился на строительном факультете того же ПЛТИ, и жил в той же «ванюшкинской» квартире. В дополнение к этим совпадениям, сообщаю, что и Климу его учёба
совсем не нравилась, и это нас, видимо, сдружило настолько, что и он бросил свой стройфак вскорости после того, как я бросил свой мехфак...

А уж если заглянуть ещё дальше, то через несколько лет нас можно будет увидеть вместе даже в Иркутске, где я буду учиться на охотоведа, а Клим – на гидролога...

Пока же мы с Климом проводили вместе все вечера и выходные. Обсуждали по ночам на бабкиной кухне самые сложные «философические» вопросы – помню как однажды, «анализируя» с другом структуру бесконечности, я напустил на себя загадочный вид и сообщил что вселенная выглядит как гигантская буква «О». Мой друг тут же заглянул в «космические глубины», немного порылся в звёздной мешанине, и с легкостью подтвердил мое открытие.

И мы остались неимоверно довольны друг другом...

Комментариев нет:

Отправить комментарий