Кырык Сир сола ӹлӹмӓш. Измаил Ефимовын фотовлӓ (1960-1980 ивлӓ лошты).

Фото Измаила Ефимова из финского издания о Марий Эл=MARILAISET=1995 г. Автор Leena Laulajainen.


Автор фотографий - художник Измаил Ефимов










Шур алык. Солана бригадышты качкышым йӓмдӹлӓт. Иктӓ 1975-76 ивлӓн снимаенӓм, ЧГЭС вӹд лӱлтӓлмӹ анзыц.

Альбом гӹц пасна эче 2 слайд, Шур алык - тӹ вӓрӹшток, тӹ инок вӓл - ам ӓшӹндӓрӹ.


Тиштӹ Выс.Революци сола марывлӓ дӓ рвезӹвлӓ момоца пурам кузыктым вимӓштӹ ылыт. 1985 и. Марывлӓжӹ уже тагынамок колен пӹтенӹт. а кыды-тидӹ рвезӹвлӓжӹ ӹлӓт кӹзӹтӓт.

Евгения Савельева: Стожку крестьянскому пора в дорогу. Раньше сено душистое зимой - что тебе золото, коровушке - в радость. Населения больше было в деревнях . Теперь сена навалом. Нас, помню, бабушка ругала, даже если мы по огороду не по тропе пройдем, примнем травинку. А трава сочная, с цветочками вперемежку, да с пчелками , упивающимися чудом летним.Ну, траве было - хоть кланяться. Теперь предлагаем в огороде односельчанам косить. Они говорят: да у нас в поле травы навалом. В поле-то тракторами косят, не вручную. Легче. Это называется прогресс. А может быть - регресс? Население-то убывает, потому что достойных условий проживания горномарийскому крестьянству не создали. Где инфраструктура, где дороги с твердым покрытием? Вот, опомнились - газифицировать стали деревню. А сколько славы пели? Слюной обрызгали. А горномарийский мужик да баба страну вытянули на своих плечах - после революции, в войну, после войны, в лихие девяностые - и без всякого славословия: со светом божьим в глазах да сжавши зубы. Крепки устои. Не быть голословной, профессор Лидия Васикова вспоминала, что девчонкой тянула борону, упала, потеряв сознание, обессиленная, и не помнит, сколько пролежала в борозде. Да, она тоже говорила именно о высочайшей нравственной планке, принятой в деревне. И говорила с сожалением о некоторых несоответственных исключениях- после войны! Когда мужчин, считай, что не было. Слушать только телесные побуждения - это же скользкий путь, который катит дьяволу в лапы, тот не дремлет, губит, истязает. Никогда не забыть, как по кладбищу шла одна моя односельчанка. Семья у нее , можно сказать, была из падших. Она одна, наверно, как Феникс вылетела из этой семьи чистой, благодаря высокой планке, именно, народной. Трудилась дояркой, трудолюбивая, передовая, создала другую семью, свою, в другой отдаленной местности. В хлопотах затерялась у нее далекая материнская могилка. Рыдая, шла она по кладбищу, и спрашивала, может, кто помнит, где могилка затерялась среди березок. В центральной газете "Труд" на первой полосе выходила ее фотография, вытянула страна из нее жилы, а вот память о матери растоптала. Горько и жалко. Сколько таких судеб на всю Россию? Но чистотой спасается снова Россия. Отмаливая грехи, горько проходя через покаяние, наказание за грехи.
Труд гармоничный в окружении высшего творения Божия - природы - вот что было абсолютом. Мне бабушка не позволяла даже слово черт говорить. А уж не зная значения, слово какое-то срамное с чужих уст от любопытства - повторила. Такой тумак получила. Сразу же дала себе зарок - что дьявольское - то не мое. Чистое от грязи отделить можно - это и есть то, чем мы занимаемся всю жизнь и ради чего живем. Отделить грязь от чистоты: стираем одежду, убираем, отделяем зерна от плевел, совершаем Действия, совершаем Поступки. говорим Слова, вершим Дела. Отношения мужчины и женщины - это было такое табу. Считалось даже, что неплохо, если девушка останется незамужней, это, скорей, мирское преклонение перед святостью монашества. У нас вот насчет этого аскеза была абсолютная. А если в деревне кто с развратной стороны себя показал, так это был уже вычеркнутый из общества человек. Вот сейчас о луговых какой-то фильм показывают, может, у них было не так. Хотя, автор сценария Осокин, кажется, говорил, что телесность в фильме - это чисто плод именно его воображения, русского человека. Это не значит, что русские такие, не жила в чисто русской среде. Но знаю чистых русских людей, мы дружили, радовались,своей дружбе, общались - нас это вдохновляло, обогащало. Я это говорю не для того, чтобы вы пример с меня брали. Да, нужна демография, нужны вовремя созданные семьи. Не как у меня, конечно, поздно созданная, без детей. Да, культура горномарийская на уровне средневековья. Не разработана в литературе тема любви - светлой, чистой Божьей между мужчиной и женщиной. Много, правда, достойных лирических произведений, песен. Нет настоящей пропаганды культуры. В Йошкар-Оле два языка - горномарийский и лугомарийский не равноценны. Почему-то в горномарийских семьях в городах дети начинают говорить на русском языке. Если слабы позиции какого-то языка, народа - значит нужна его поддержка. Моральная, материальная. Я знаю, что В Йошкар-Оле есть много русских преподавателей, несущих в аудитории весьма гуманные начала, и есть какие-то едкие, нецивилизованные поступки со стороны титульников, бывает. Нужно находить гармоническое равновесие. Светлое чтобы спасалось, божье, покров свой чтоб Богородица или же светлая языческая Мать Земли простирала, не давала своих детей в обиду. Тогда и будем Жить. Давайте жить, а не существовать. Говорить на своем языке - не предавать его, хранить то светлое, что в нас заложил Бог и чем мы должны делиться с другими народами. Давайте помнить о том светлом, чем нас одаривала жизнь, принимать светлое от других народов - Божье в других народах - наш союзник, это реально и взаимообразно, наверное, для всех народов - чуваш, татар, русских, чеченцев - нет разницы между народами . Есть наш общий враг - Дьявол. Его мы вместе должны научиться видеть и отделять в процессе своей жизни, эта работа не имеет конца, как бесконечна жизнь. Извините за столь пространный статус. Который, видите, всего лишь начало свое нашел в старом снимке, слепке времени. Значит, от рук нашего художника Измаила Ефимова взял начало лучик света. Ну, как же, ведь столько лет он занимался упорядочиванием смыслов нашей жизни через государственные символы, геральдику. Разве хоть краем не коснулась этого Душа Света, Душа народа? Не обходится и любой человек без этого.


Тиштӹ Маркарсирӹштӹ совхозыштышы механизатор партьы кечӹвӓл качмы паштек лапка сага кӓнӓт. Альбом лӓкмӹк ти снимок гишӓн обком начальствы вара мӹньӹм пиш пелештӹш, ӓшӹндӓрем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий